Просмотров 91

Можно утверждать, что «Фонтан» Дюшана, а после и банка супа «Кэмбелл» Уорхола стали неким мерилом, которым впоследствии будут оценивать бесчинства в современном искусстве как эстетическое качество. Реди-мейд и поп-арт превратили искусство в игру, и это, к сожалению, надолго. Таким образом, говоря о генезисе современного искусства, мы подчеркнем онтологическое значение философии супрематизма К. Малевича, беспредметности В. Кандинского, иронии реди-мейда М. Дюшана и философии повседневности и культа товаров потребления Э. Уорхола. Данные философско-эстетические установки стали определяющими для развития современного искусства. Именно здесь были поставлены вопросы о границах между плоскостью и пространством, изображением и изображаемым, предметом и его изображением, обычным предметом и произведением искусства, а также о месте человека в новом художественном пространстве. Именно с дюшановского и уорхоловского нигилизма начинается «смерть автора» в современном искусстве. Начиная с последней четверти ХХ века и до наших дней все эти вопросы проходят красной нитью в концептах современного искусства, предопределяя новые художественные техники и современные технологии.

В художественной культуре постмодерн нашел свое отражение, трансформировав взаимоотношения субъекта и объекта, ликвидировав дистанцированность зрителя и художника, элитарного и массового зрителя, а порой и ликвидируя самого автора. Отказываясь от предшествующей культурной парадигмы и культурной преемственности модерна, дистинкции искусства и антиискусства, новое-иное «искусство» изобретает великое множество техник и бизнес-уловок для зрителей. Игра включается в категориальный аппарат как основной способ взаимодействия и как один из основных признаков постмодернизма, характеризуется многовариантностью событий, исключает определенность. Игра тесно связана с иронией и черным юмором, представляющим предшествующий опыт в новом ключе и ином контексте. К примеру, разинутая в зевоте пасть дюшановского «Фонтана» является ироничным прообразом оскала акулы в формальдегиде, которую создал знаменитый английский художник, предприниматель и коллекционер Дэмьен Херст («Физическая невозможность смерти в сознании живущего», 1991 г.), а также улыбающегося черепа, инкрустированного бриллиантами («Во имя любви к Богу», 2007 г.). Все три арт-объекта, наделенные иронически-гипнотической силой, символизирующей Смерть, посмеиваются над нами с угрожающей самоуверенностью.

Пожалуй, назвать Д. Херста живым классиком излишне смело, хотя он однозначно самый узнаваемый из целой генерации «Молодых британских художников» 1990-х, их неформальный лидер и с коммерческой точки зрения самый успешный среди них. Смерть – центральная тема концептуальных работ Д. Херста. Следует подчеркнуть, что проблема смерти все больше доминирует в работах современных художников-концептуалистов. Культура постмодернизма (а ведь именно культура формирует тип человека) буквально пропитана духом смерти. Постмодерн преподнес вселенский нарратив бытия-к-смерти, миф, в котором пребывает каждый из нас в отдельности и весь социум сообща. Действительно, постмодерн пронизывается духом Танатоса – мифического бога смерти. Современный мир существует на зыбкой грани исчезновения из-за постоянной угрозы третьей мировой войны, из-за сползания в экологическую пропасть. Смерть обесценивает жизнь, в которой нет Духа, а «смерть автора» обесценивает арт-проекты, в которых нет человеческого начала, нет человеческой души. Концептуализация смерти в работах современных художников является напоминанием о неизбежном и призывом задуматься о своих поступках уже сегодня.

12 Июл 2021 в 13:09. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв