Просмотров 85

Знаменита так называемая «аптечная серия» Херста. Рядом с темой жизни и смерти логично существует и «аптека» – при взгляде на точечные картины художника возникают ассоциации именно с медикаментами. Основная идея такова: лекарства помогают человеку продлить жизнь, отложить смерть. Херст изображает цветные точки с таблетками, жестко регламентирующими распорядок дня и жизни человека. Пейте таблетки – и будете жить вечно! Херст поднимает тему времени и бренности существования, курения и сигарет, отмеряющих часы жизни, в целом любая тематика приводит художника к новому взгляду на главный концепт его творчества – идею смерти. Творчество Д. Херста – пример западноевропейского концептуализма, отказавшегося от созидания и авторства, от духовного бессмертного взамен культа телесному, смертному.

Наблюдая за судьбой концептуализма, можно предположить, что художники и дальше будут расширять границы представлений о том, что может быть искусством, а что нет, и действовать по завету создателя «Фонтана», которому спустя полвека вторил художник Дональд Джадд, говоря, что «ежели кто-нибудь назвал что-нибудь искусством, то это и будет искусство».

Таким образом, место человека в современном художественном пространстве практически исчезает, растворяется в безудержной игре с арт-объектами. Человеческое уходит из художественной практики, становится «немодным», «неликвидным». Современный человек уже давно перестал задумываться о духовных основаниях своего существования, его захватывают материально-вещественные проблемы обыденной жизни. Общество потребления превращает человека в машину, механизм для производства и потребления, тело, потребляющее материальные блага, отрешенное от духовно-нравственных потребностей. Современный человек в своей массе превратился в товар – он рассматривает собственную жизненную энергию как вклад, с которого должен получить максимальную прибыль с учетом его положения и ситуации на рынке личностей. Современные художественные практики становятся неким калейдоскопическим процессом кодирования-декодирования самореферентных знаковых структур. Мозаичность, фрагментарность сознания современного человека выражается в создании новых технологий в художественных практиках: монтажной драматургии, коллажа, агглютинации, голографии. Как только искусство выходит из своих границ и полностью объединяется с реальностью, исчезает идея зрителя, при этом исчезает и сам художник, происходит реальная «смерть автора» и смерть самого искусства. Искусство превращается в антиискусство.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кандинский, В. О духовном в искусстве [Электронный ресурс] / В. Кандинский. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/
    Kandinsk/_01.php.
  2. Рихтер, Х. Дада – искусство и антиискусство. Вклад дадаистов в искусство ХХ века / Х. Рихтер; пер. с нем. Т. Набатниковой. – М.: Гилея, 2014. – 357 с.
  3. Энди Уорхол. Правила жизни [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru-esquire.livejournal.com/48329.html

 

Капичина Е. А. Место человека в современном художественном пространстве

Статья раскрывает генезис современного искусства в контексте философско-эстетического анализа ключевых факторов, определивших его развитие. Идя от Ф. Ницше и А. Бергсона, от К. Малевича и В. Кандинского, а далее к М. Дюшану и Э. Уорхолу, художественные практики изгоняют человеческое начало из искусства. И уже у Д. Херста мы видим лишь мертвое тело и атрибуты смерти. Это путь современного искусства, растворяющегося в Ничто, превращающегося в свой антипод.

Ключевые слова: искусство, антиискусство, супрематизм, реди-мейд, поп-арт, концептуализм.

 

Kapichina E. A. Place of Man in Modern Art Space

The article reveals the genesis of contemporary art in the context of a philosophical and aesthetic analysis of the key factors that determined its development. Going from F. Nietzsche and A. Bergson, from K. Malevich and V. Kandinsky, and then to M. Duchamp and E. Warhol, artistic practices expel the human principle from art. And already in D. Hirst we see only a dead body and the attributes of death. This is the path of contemporary art, dissolving into Nothing, turning into its antipode.

Key words: art, anti-art, suprematism, ready-made, pop art, conceptualism.

12 Июл 2021 в 13:09. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв