Просмотров 91
Философская идея реди-мейда заключается в изменении восприятия объекта и отношения к нему при перемещении этого объекта в новое художественное пространство. Обычная вещь, вырванная из обыденной реальности и помещенная в непривычные условия, например на подиум, превращается в арт-объект. Ее созерцание вызывает новые ассоциации, мысли, идеи, не свойственные ни традиционному искусству, ни жизни. Утилитарный предмет открывается с новой и неожиданной стороны. Авторской признается не только творческая работа созидания, но и умение подбора вещей, несущих глубокую смысловую нагрузку. Данная идея впоследствии становится основополагающей и предопределяет на долгие годы смысл деятельности многих известных художников уже современного искусства. Миметический принцип, характерный для традиционного искусства, Дюшаном был доведен до абсурда, это была попытка показать, что никакое произведение искусства, будь то картина или скульптура, не может показать и раскрыть сущность предмета лучше, чем сам предмет, выставленный в оригинале. Такой подход привел к разрушению границ между искусством и действительностью, сделал искусство антиискусством. Реди-мейд стал поворотным моментом в истории искусства. С его появлением наметилась четкая грань между понятиями «культура» и «пост-культура», «искусство» и «антиискусство». Можно с уверенностью утверждать, что, появившись на свет более ста лет назад, «Фонтан» М. Дюшана «поставил шах и мат» традиционному пониманию искусства. Впервые в истории значимость произведения искусства была полностью отделена от роли художника в его создании. Все ценности искусства как такового были сведены к Ничто, искусство ХХ века растворилось в Ничто. Введение случайности открыло не только путь к нигилизму, оно сделало нигилизм необходимым следствием нового мировоззрения человека: все случайно, а потому бессмысленно. «Ничто – это все, что осталось. Иллюзия устранена с помощью логики. На месте „иллюзии” возник вакуум, который не обладает ни моральными, ни этическими качествами. Это декларация НИЧТО, которая не является ни цинизмом, ни сожалением. Это констатация, с которой приходится мириться!» [Там же, с. 127].
После реди-мейда появляются объекты поп-арта, пародийно культивирующие ценности общества потребления и его разнообразных товаров. Идея Дюшана легла в основу поп-арта с его настойчивым стремлением размыть границу между объектами высокой культуры и товарами широкого потребления. Без «Фонтана» не было бы «Коробок стирального порошка Брилло» и банок супа «Кэмпбелл». В творчестве Энди Уорхола происходит переворачивание общепринятой ситуации, повседневные вещи и ситуации обыденной жизни становятся арт-объектами и арт-деятельностью. Исключительная особенность традиционного художника полагается в том, что он делает Что-то из Ничего. Энди Уорхол производит обратное: все исчезает в его руках. Он делает Ничто из Чего-то. Он обращает вино в воду, потом стакан воды становится пустым и, наконец, исчезает вовсе. Зритель остается с пустыми руками. Сам Энди Уорхол вовсе не отрицал, что торгует Ничем, даже его банки супа – это бесплотные этикетки, другое дело, что именно Пустота в конечном итоге и была смыслом его творчества. В одном из многочисленных интервью Уорхол заявил, что и себя ощущает несуществующим: «Один критик назвал меня „Само ничто”, и это совсем не укрепило меня в ощущении собственного существования. Потом я понял, что само по себе существование ничего не значит, и почувствовал себя лучше. Однако меня все еще преследует мысль о том, что я посмотрю в зеркало и никого не увижу, только пустоту» [3].
12 Июл 2021 в 13:09. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.