Просмотров 85

Наиболее известная серия Д. Херста – Natural History: мертвые животные (включая акулу, овцу и корову) в формальдегиде. Знаковая работа, уже упоминавшаяся ранее, – «Физическая невозможность смерти в сознании живущего»: тигровая акула в аквариуме с формальдегидом. Данная работа стала символом графической работы британского искусства 1990-х и символом Britart во всем мире. Все препарированные животные в формальдегиде оказываются абсолютно стерильными лабораторными субъектами; выхолащивая любой физиологизм (отсутствие крови), Херст создает некую эстетически минималистскую нематериальную красоту неживого тела. Это особая красота минималистской структуры препарированного тела. Любая туша животного уже не одушевленное существо, а некий лабораторный препарат, помещенный в форму контейнера. Нет ничего живого, нет боли, нет жизни, нет духа! Некоторые искусствоведы подчеркивают противопоставление Херстом человека духовного и бездушных препарированных животных. Таким образом, объекты препарированных животных Херста есть новая эстетика смерти.

В этом выхолащивании кроется и отношение Херста к религии. Иронизируя на темы религиозных сюжетов, он создает аллегории с препарированными животными на темы: «Иисус и апостолы», «Мать и дитя», «Заблудшая овца», «Св. Себастьян», «Мученичество св. Матфея» и другие с целью доказать невозможность религии; чем буквальнее мы воспринимаем все религиозные понятия, тем меньше в них оказывается мистики – результат позитивистского мировоззрения современного мира. В более позднем творчестве Херст вообще отождествляет религию и фармакологию, утверждая, что они выполняют одну и ту же функцию – меняют человеческое сознание.

Проблема жизни и смерти составляет главный концепт творчества Херста. Скульптура «Во имя любви к Богу», законченная художником в 2007 году, является иллюстрацией к тому, как физическая стоимость создает символическую. Это платиновая копия черепа европейца, умершего в XVIII веке, с реальными зубами, инкрустированная почти тысячей бриллиантов и с одним огромным камнем во лбу. Изображение черепа отсылает к старой европейской традиции – аллегории тщетности сущего. Тему жизни и смерти продолжают бабочки – один из центральных объектов для выражения концептуального творчества Херста; он использует их во всех возможных формах: изображение на картинах, фотографии, инсталляции. Идея состоит в том, что бабочка является символом быстротечности и уязвимости человеческой жизни, а по сути бабочки играют роль символов смерти. Картины создаются при помощи наклеивания мертвых бабочек на свежевыкрашенный холст (клей не используется, бабочки липнут к незатвердевшей краске сами). Холст при этом равномерно закрашен одним цветом, а используемые бабочки имеют сложную, яркую окраску. Самой известной работой является великолепное готическое окно-роза собора в Дареме «Окно-роза Даремского собора» (2008 г.). Ради создания этой работы Херст принес в жертву около девяти тысяч бабочек. Великолепные украшения, созданные из умерщвленных бабочек, создают гнетущее настроение у зрителей, напоминают о быстротечности жизни и приближении смерти. Жизнь и смерть идут рядом. Инкрустированные бабочками, бриллиантами и драгоценными камнями яркие холсты Херста – это символ изящества и глянцевого блеска западной культуры потребления, они напоминают о главных темах художника: смерти, деньгах, красоте.

12 Июл 2021 в 13:09. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв