Просмотров 60

УДК 130.2

М. Ю. Козлова

В атмосфере духовности вновь становится актуальной проблема сущности и назначения искусства. Необходимо раскрыть его высокую духовную миссию. Предполагается, что анализ религиозного искусства, раскрывая его специфическую духовно-эстетическую сущность и позитивную роль, позволит лучше понять истинную сущность христианской антропологии.

Христианскую антропологию через призму художественной культуры рассматривали такие ученые, как М. Ю. Бакулина, В. Н. Колесник, Е. Н. Лиманская, И. Г. Языкова, А. Д. Охоцимский.

Искусство возникает и существует вместе с религией, а потому имеет право на существование и религиозное искусство. Христианство принесло с собой новое религиозное миропонимание. Религия христиан освобождается от прежнего господства материальных начал и становится духовной основой культуры. Постепенно в связи с нарастающей потребностью выражать содержание религиозных представлений христианства, хотя бы отчасти и до известной степени в конкретных формах, на службу религии привлекается искусство. Этим искусством является и скульптура, и живопись, ибо именно живопись материальна по способам творчества, призвана передавать духовный характер религиозных представлений христиан, особенно в выражении лица как проявлении духа через внешние формы. Скульптура же всегда оказывалась более подходящей для передачи красоты форм или нравственных идеалов. Для воплощения христианских религиозно-нравственных идеалов, передачи духовного содержания, господствующего над материальными формами, наиболее подходящей была именно живопись со всем богатством и разнообразием технических способов: с ее фресками, масляными картинами, мозаиками, миниатюрами — с красками, акварельными, масляными и прочими, с исполнением живописных произведений кистью, пером, карандашом, тушью и т. д. И это же богатство и разнообразие средств и способов живописного творчества давало художникам умение придавать духовному содержанию такую яркость и выразительность. Вот почему, как показывает история, живопись получила в христианском искусстве столь же преобладающее значение, какое в искусстве языческом имела скульптура.

«В первоначальном виде религия христиан была высоко одухотворенной. Образ Бога — единое, незримое и духовное всеобъемлющее начало не могло ограничиваться пределами отдельного конкретного образа. Бесконечная всеобъемлющая сущность такого образа противоречила, в представлении первых христиан, самой возможности вложить это безмерно богатое духовное содержание в человеческий образ, ибо человеческая природа слишком ограничена по своему существу. Это требовало от представителей чистой христианской религии — отказаться от мысли воплотить высочайшие духовные представления свои о новом христианском Боге в каком-либо новом виде искусства, поскольку никакое искусство со всеми его средствами не в состоянии передать бесконечного всеобъемлющего духовного содержания, какое первоначальные христиане вкладывали в свое понимание единого Бога» [2, с. 44–45].

12 Июл 2021 в 13:07. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв