Просмотров 61

Если образ человека занимает основное пространство в иконописи, а символичная природа элементов пространственного окружения доведена до концентрированной условности, то искусство протестантизма, напротив, указывает на сакрализацию окружения человека. Материальный мир предстал как божественное творение, природой стали восхищаться. Художники эпохи Реформации переосмыслили культурное наследие Ренессанса и на основе строгих догматов протестантизма все же сумели передать прелесть художественного образа материального мира. Созерцание цветочного символизма, природных пейзажей стало ассоциироваться с религиозным чувством. Таким образом, эпоха Реформации породила особый тип сакральности. Материальный мир как Божье творение занимает важное место, меняется отношение к нему. Согласно идеям протестантизма, общение Бога с человеком происходит на личностном уровне, и посредническая роль церкви неприемлема. Человек может обрести Божью благодать, несмотря на грешную человеческую природу, благодаря искренней вере.

«Мироздание представилось прекрасной божественной мастерской, в которой ни на минуту не останавливался вечно продолжающийся процесс Творения. Человек работал в ней подмастерьем и должен был поддерживать свой микрокосмос в том же состоянии совершенства, в котором Бог содержал Свои владения. Святость сблизилась с чистотой» [4, с. 15].

На примере таких произведений Рембрандта Ван Рейна, как «Возвращение блудного сына», «Воздвижение креста», можно увидеть, каким образам идеи эпохи Реформации воплотились в искусстве протестантизма. Идейно-художественный анализ этих полотен указывает на Божью благодать и причастность самого автора в распятии Господа, художественное пространство говорит нам об этом. Творчество И. С. Баха является ярким примером близости с Богом, он один из первых со времен эпохи Средневековья в своем музыкальном творчестве выразил экстатическое начало. Бах провозгласил, что каждый может быть причастен к Божьей благодати, а не только святые подвижники. Органные концерты, церковные хоралы, камерная вокальная, инструментальная музыка Г. Ф. Генделя является инструментом для нравственного преображения человека.

«Не только живопись и музыка, но и протестантская архитектура под влиянием идей Реформации превратилась в проповедь Евангелия. Протестантизм же своей нарочитой аскетичностью архитектуры как бы указывает на то, что вера и жизнь с Богом — это совершенно обычное дело. Повседневность и близость Бога к душе человека — это протестантская идея, которая была выражена в архитектуре, когда храм превращался в дом, а дом в храм» [1].

Таким образом, иконопись как вид искусства — это вектор к своему Логосу; движение к победе духа над плотью; путь к теозису; воспоминание о желании Богообщения и т. д. Сферой действия иконы становится область, которую философия именует само-в-себе-бытием, а патристика — «сердцем» (сокровенной сердцевиной) сущности человека. Следовательно, иконообраз существует ради человека, для человека и благодаря человеку. Протестантизм раскрепостил религиозное искусство, приблизив его к простому человеку. Проповедь Священного писания становится доступной простолюдину. Протестантизм вернул путь человека к Господу к подлинно библейской простоте, приблизил Бога к человеку, а человека к Богу, что и выразилось в лучших произведениях эпохи Реформации.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бегечев, П. Влияние протестантизма на искусство [Электронный ресурс] / П. Бегечев. − Режим доступа: https://www.protestant.ru/konfessii/denominations/history/
    protestantism-v-rossii-i-mire/istoria/article/90826.
  2. Миронов, А. М. История христианского искусства / проф. А. М. Миронов. – Казань: Тип. Харитонова, 1908–1909. – 273 с.
  3. Овчинников, А. Живопись древнего Пскова XIII–XVI веков / А. Овчинников, Н. Кишилов; сост. каталога А. Овчинников. – М.: Издание Главного управления Гознака, 1971. – 17, [25] с., 50 л. ил.
  4. Охоцимский, А. Д. Протестантская иеротопия в голландской живописи золотого века / А. Д. Охоцимский // Научный центр восточнохристианской культуры. – 2017. – № 3 (13). – С. 10–32.
  5. Сысоев, Т. Созерцая «Троицу». Самое известное и таинственное изображение Бога в истории иконописи / Т. Сысоев, И. Языкова // Фома. – 2016. – 18 июня. – С. 77–80.
  6. Языкова, И. Богословие иконы [Электронный ресурс] / И. Языкова. − Режим доступа: https://azbyka.ru/bogoslovie-ikony.

 

Козлова М. Ю. Искусство как зеркало христианской антропологии

Рассматривается проблема религиозного искусства как художественно-творческой деятельности, отражающей проблематику христианской антропологии. Проведенное исследование позволило автору также выявить взаимосвязь художников с миром сакрального в отражении образной деятельности. Подчеркивается, что основополагающие идеи христианской антропологии содержались в комбинаторике художественной практики религиозного искусства, в первую очередь христианского.

Ключевые слова: культура, искусство, христианство, протестантизм, иконопись, живопись.

 

Kozlova M. Y. Art as a Mirror of Christian Anthropology

The article deals with the problem of religious art as an artistic and creative activity that reflects the problems of Christian anthropology. The study also allowed the author to identify the relationship of artists with the world of the sacred in the reflection of figurative activity. It is emphasized that the fundamental ideas of Christian anthropology were contained in the combinatorics of the artistic practice of religious art, primarily Christian art.

Key words: culture, art, Christianity, Protestantism, iconography, painting.

12 Июл 2021 в 13:07. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв