Просмотров 151

Средневековая Алания, утвердив христианство в качестве государственной религии, тем не менее не утрачивает традиционных культов, получив уникальный православно-языческий симбиоз. Государственная власть средневековой Алании не могла противостоять более могущественным в экономическом, военном плане соседним образованиям. Однако языческие представления, закрепленные в культах, как нельзя лучше отражали тот уклад, который сложился у осетинского народа.

Новый качественный этап развития православия начинается после вхождения Осетии в состав России, процесс которого развивался эволюционно. Ряд грузинских духовных лиц бежали из Грузии в Россию в 1724 году, положив начало историческому акту. Учрежденной сенатом и синодом России Первой осетинской духовной комиссии была поручена организация первого осетинского посольства в Петербурге. В декабре 1751 года осетинские послы  просили императрицу Елизавету Петровну о присоединения Осетии к России. Однако из-за стремления не обострять конфликт с турками решение вопроса затянулось до 1774 года. В этот год после поражения турок под Моздоком в деревне Кючюк-Кайнарджи был подписан мирный договор между Турцией и Россией, по условиям которого Осетия и Кабарда вошли в состав России. Вместе с тем документальное оформление этого решения затянулось еще на несколько десятилетий и было завершено только в XIX веке.

Утверждение России на Кавказе имело стратегические, экономические перспективы, но для осуществления этих планов требовались значительные силы, поэтому в данной ситуации весьма действенной была религия. Осетинская духовная комиссия в 1744 году приступает к миссионерской деятельности по распространению православия. Просуществовав до 1860 года, она сливается с Обществом восстановления православия на Кавказе. Обе эти организации способствовали созданию и развитию осетинской письменности, печатной литературы, системы образования.

В результате миссионерской деятельности произошло овладение русским языком, развитие системы образования, включение осетин в экономическую, общественную и культурную жизнь России. Что касается религиозной карты осетин, то значительная часть населения сохраняет приверженность обычаям и обрядам, отражающим древние политеистические культы. По мнению Т. Е. Дзеранова, причины индифферентности осетин к христианству и исламу нужно искать не в исключительности народа, а в особенности его истории; этнополитической, конфессиональной и социально-экономической ситуации на разных этапах развития осетинского этноса. Помимо перечисленных выше факторов к ним относятся: бытовой характер осетинских обрядов и ритуалов и приспособление их к исламскому и христианскому окружению. Социальные функции осетинского «язычества» способствовали сохранению родовых (фамильных) связей, традиционно поддерживаемых народом [6].

30 Дек 2020 в 10:53. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв