Просмотров 4,507

Пятое. Понятие «интеллектуал» практически вытеснило на маргинальные задворки понятие «интеллигент». Уточним, что вслед за А. Ф. Лосевым мы понимаем интеллигенцию не как класс, прослойку или социальную группу, а как духовное начало, выделяющее человеческую общность из досоциального племени или же сообществ биологических. Интеллектуал – носитель обгоняющего время разума, высшая ступень рацио, побуждающего социум идти вперед и тем самым стимулирующего прогресс. Вне интеллектуального сообщества прогресс не возможен.

Интеллигент же – носитель нравственно-этического начала, попросту говоря, – совести, которая единственно побуждает его действовать тем или иным образом, зачастую выбиваясь из общепринятой усредненной нормы, тренда, социального ритуала. Именно поэтому интеллигент всегда неудобен; он – проблема для окружающих и, в первую очередь, для самого себя. Более того, он – постоянно пульсирующий источник рефлексии, в связи с чем в обществе или социальной группе возникает и никуда не девается «радиация беспокойства». И это раздражает и нарушает комфортную обыденность.

В мировой истории, как правило, интеллектуал и интеллигент объединялись и дополняли друг друга в одной личности, тем самым определяя и обеспечивая ее целостность и культурный статус. Однако в наиболее знаковых исторических персонажах интеллигент управлял интеллектуалом, безоговорочно следуя довлению совести. Первым в этом ряду выступает Иисус, чей всепоглощающий нравственный долг с необходимостью ведет к распятию. Добровольность распятия и есть, по существу, первый и последний в истории глобальный триумф этики над рациональностью, задавший на тысячелетия нравственный вектор, к сожалению, значительно ослабевший в ХХ и ХХI столетиях.

01 Дек 2015 в 12:21. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв