Просмотров 56

Человечество шло к Добру через первоначальные моральные запреты вершить злое. Позже появляются повеления к поведению достойному. Воспитанию морали в течение веков способствовала религия. Только вульгарное безбожие отрицает связь религии и морали. Религия – символ духовного поиска в служении Добру.

Конечно, религия знала и аморальные формы нравственности, но она же выступала и как форма революционной борьбы. Нельзя отрицать влияние религии на формирование общечеловеческих ценностей. Так, именно христианская религия вслед за стоицизмом заявила о равенстве всех людей перед Богом. Следует отметить, что, согласно истории, на протяжении существования человечества отношения в плоскости «человек – Бог» развивались от ранних религиозных представлений до ренессансной идеи Богоравенства и ницшеанской идеи «смерти Бога».

Религия – это явление нашей сегодняшней жизни. В чем же ее значимость? Хотя бы в том, что религия учит нас милосердию, сердоболию, учит делать добро. Именно религия оставила нам Библию, величайший памятник мировой культуры. И следующее: моральные нормы, провозглашенные Библией. Для чего Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой искали Бога? Да и сами по себе космогонические искания на протяжении веков были результатом наряженной духовно-интеллектуальной деятельности. Человечество искало не только Бога, но возможность пробудить в людях совесть, милосердие, сердоболие, жалостливость, ответственность за другого.

Уже И. Кант сумел отделить религию от морали. Его «категорический императив» – безусловное повеление следовать моральному долгу при любых обстоятельствах. Откуда взялась способность творить Добро, Кант не знал, поэтому он пишет о Боге как средстве воспитания, как о моральном постулате. Кант считает, что мораль не дается человеку сразу, ее надо воспитать [1].

Религиозные и моральные искания неразрывны. И философия, и религия являются продуктами общественного сознания. Однако в то время как философская рефлексия имеет рациональный характер, религиозная рефлексия опирается более на психолого-эмоциональную часть человеческого сознания.

Духовная жизнь расслоилась на религиозную и нерелигиозную сферы со времен появления определенных идей критицизма и скептицизма относительно мифологических и ранних религиозных взглядов. На протяжении более чем двух тысячелетий христианство в Европе было главной формой общественного сознания. Только в Новое время философия, наука и этика начали составлять идеологическую конкуренцию религии. Западная традиция исследования духовности человека берет начало в произведениях И. Канта, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Г. В. Ф. Гегеля и других философов Нового времени. Разработанный в их произведениях новый подход к изучению духовного мира человека объективно содействовал утверждению морального статуса духовности в буржуазном обществе. Обоснование духовности имело теологический, индивидуально-гуманистический характер. Духовные поиски эпохи Реформации шли преимущественно в рамках христианских учений. Новые капиталистические отношения вызвали к жизни поиски нового понимания духовности как марксистского идеала, основывающегося на утверждении человеческой морали, прав человека вместо «права Божьего», и в то же время появился ряд теологических обоснований в рамках взглядов отдельных философов и теологов [5]. Здесь прежде всего следует назвать философско-идеалистическое направление русской философии конца XIX – начала XX века: В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, Е. Н. Трубецкой, С. Л. Франк, С. Н. Булгаков, В. В. Розанов, которые в рамках религиозных исканий высказали новые взгляды относительно религиозной свободы, соответствовавшие условиям жизни того времени. Так, В. С. Соловьев пытался доказать, что синтез философии, науки и богословия дает возможность получения «целостного знания». Этика будущего «целостного человека» должна строиться на основе общечеловеческих ценностей абсолютного Добра, распространяемых ранним христианством. Свою точку зрения на воспитание морали В. С. Соловьев высказал в своей работе «Оправдание добра». Философ считает, что сострадание (милосердие) важный, но не достаточный фундамент морали, и потому на первое место ставит чувство стыда, которое удерживает человека от аморального образа жизни, а также называет обязательным условием морального фундамента – благоговение. Переживание стыда, сострадание и благоговение – вот три кита морали. Мыслитель считает, что без признания морального абсолюта никакие императивы не работают, моральный же человек выше обстоятельств и творит Добро независимо от них [6].

12 Июл 2021 в 13:12. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв