Просмотров 56

В поисках средств духовного обновления общества и личности Н. А. Бердяев опирался на христианское вероучение, однако, утверждая примат свободы над Богом и бытием, сосредоточился на проблемах персонализма. Е. Н. Трубецкой и С. Л. Франк утверждали необходимость идеи Бога как высшей цели и самоценности, к которой должен стремиться человек. Действительный смысл человеческого бытия возможен только в связи с существованием абсолютной ценности – Бога. С. Н. Булгаков разрабатывал учение о Софии, которая обеспечивает переход от трансцендентного к имманентному, которая является посредником между Богом и миром и в которой заключена тайна бытия. В. В. Розанов исходил из точки зрения универсальной сущности, которая заложена в основаниях каждой религии (для него подобная сущность связана со «святостью пола»).

Творчески продолжая поиски славянофилов и почвенничества, в частности Ф. М. Достоевского, русская философская мысль вышла за рамки отдельной конфессии, утверждая общечеловеческие принципы Добра, сопереживания, возможность получения целостного знания на основе синтеза философии, науки и богословия, вызвав к жизни разнообразие духовных проявлений, новых идей в философии, богословии. В качестве высшей ценности, придающей смысл человеческому существованию, обосновывался трансцендентный вариант решения проблемы, при использовании любых ценностей предлагая соотносить их с Абсолютом. Человеческое существование находит смысл в утверждении личностью самоценности и ценностей мира через приобщение к Богу.

Следует отметить роль русских религиозных собраний начала ХХ века: Н. А. Бердяев, В. В. Розанов, Д. С. Мережковский, Д. В. Философов и другие обосновывали необходимость моральных исканий как главного средства возрождения духовности человека. В их творчестве были утверждены основы нового мышления: признание приоритета общечеловеческих ценностей, идея свободы личности, целостное понимание человека и человечества. Опираясь на учение В. С. Соловьева, его последователи отстаивали мысль о необходимости «обновленного христианства» как главного средства борьбы с марксизмом. Призыв к поискам Бога, который бы соответствовал требованиям современных условий жизни, поиск нового религиозного сознания, неохристианство – в центр поисков богоискатели ставили Богочеловека Иисуса Христа, благодаря деятельности которого Богу удалось открыть людям смысл земной жизни. Человек должен стремиться к Христу, искать Бога в своей душе. Данные идеи противостояли призывам «богостроителей» начала ХХ века (А. А. Богданов, А. В. Луначарский, В. А. Базаров), целью которых было создание новой религии – религии без Бога. Они проповедовали идеи нового «социалистического сознания», рассматривая марксизм как религиозную систему, направленную на достижение коммунистически-религиозного равенства и братства. Эта новая религия должна была стать моральным и этическим идеалом, способным объединить человечество. Однако попытка возвести понятие «классовое» Добро в ранг «общечеловеческого» была заранее обречена на неудачу.

Человек сам творит себя через культуру. И к этому творчеству причастна также религия как мировоззренческое ядро культуры. С самого начала осмысления культуры философская мысль связывала ее со свободой человека, осуществлением моральных исканий человечества. Религия в этом плане имеет дело с освобождением человека от конечности человеческой жизни, освобождением человеческого духа, осуществлением Добра.

12 Июл 2021 в 13:12. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв