Просмотров 56

УДК 130.3

Н. С. Звонок, А. А. Звонок

Добро и милосердие являются ключевыми понятиями этики как философии морали. Интерес к проблемам философии морали не стихает на протяжении истории человечества. К данным понятиям обращаются философы, социологи, психологи, филологи, писатели и журналисты. В своем «Словаре» великий русский писатель В. И. Даль дает следующие определения: «Милосердие – значит сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность. Милосердствовать – сострадать, соболезновать, жалеть или желать помочь. Благотворить – значит делать добро, помогать бедным, увечным, неимущим» [2, с. 443]. И далее: «Добро – все, что честно и полезно, все, чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; худо тому, кто добра не делает никому; в ком добра нет, в том и правды мало; за добро добром платят» [Там же, с. 317].

В. И. Даль смог подметить основное в каждом из понятий и близость милосердия и добра. Добро – величайшая созидательная идея человечества. Добро производится историей, его надо воспитывать, в то время как зло возникает само собой. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что человек рождается добрым от природы, а общество с его дурными законами делает человека злым. Путь воспитания добра в человеке зависит от путей преобразования общества. В противоположность Руссо, И. Кант утверждал, что человек, хотя и обладает зачатками добра, от природы зол, и воспитание призвано выпестовать имеющиеся добрые задатки. Руссо считал, что в человеческой истории существовал «золотой век», хотя он и был утерян человечеством. Кант был уверен, что низменные инстинкты, себялюбие и корысть были движущими силами прогресса, в ходе которого возникает его противоположность – Добро.

С точки зрения Г. В. Ф. Гегеля, Сократ открыл существование Добра, ибо до Сократа афиняне были нравственными, а не моральными людьми. Гегель, понимая общность морали и нравственности, противопоставляет их: нравственность наивна, а в морали преобладает осознание Добра как чего-то высшего. Если нравственность – это принципы поведения социальной группы, основанные на общих традициях, нравах, то в морали человек выступает от имени всего человеческого рода.

Проблему осуществления Добра в Истории поднимали не только философы давних времен. Современные исследователи А. В. Гулыга, В. А. Кондрашов, Л. Н. Митрохин, М. Ю. Смирнов, А. Швейцер и другие подчеркивают, что Мораль предстает как безусловное служение Добру, как некая единая для всех абсолютная нравственность.

Проблема связи Морали и Добра никогда не теряла своей остроты. Цель нашей статьи – через исторические формы развития философских идей показать, что смыслом истории является осуществление Добра.

Нравственность возникла одновременно с человеком и принимала подчас аморальные формы. Убийство престарелых и больных, каннибализм – нравственные нормы первобытного общества. Мораль имеет более позднее происхождение. Представления и ценности человеческой жизни хотя и зарождаются в родовом обществе, смогли получить свое подлинное развитие и преодоление зависимости индивида от природных условий его существования только благодаря возникновению моральных представлений, что предполагает воспитание сознательной личности, способной действовать не только в соответствии с традициями и обычаями, а руководствуясь собственными аргументами в выборе линии поведения [3].

12 Июл 2021 в 13:12. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв