Просмотров 115

Тексты популярной культуры становятся отправным пунктом для авторов серии, и, согласно «культурным исследованиям», это вполне оправданно, поскольку данное направление, как мы выше отметили, отказывается от ценностной иерархии произведений искусства и литературы, воспринимая их как открытую форму текста для читателя. То, как читают эти книги профессиональные философы – авторы серии, несомненно, отличается от того, как их читает неподготовленная аудитория. Если широкая аудитория прочтет книги серии, ее отношение к любимым текстам, безусловно, обогатится новыми смыслами. Кроме того, авторы осознают, что сегодняшний читатель вырос в эпоху «посткультуры», в период «размывания» всех традиционных представлений и ценностей, и для него, в том числе и для современного студенчества, привычно воспринимать фрагментарную, мозаичного характера информацию: «Все под одной обложкой: Сартр и Ницше, Сократ и Аристотель, логика, удача, любовь, дружба и даже дзен» [3, с. 16].

Обратимся к философским идеям и персоналиям, наиболее востребованным в книгах серии. Неизменными в них (и в тех, которые мы рассматриваем, и в большинстве других, имеющих сходную структуру) является обращение к древнегреческим философам Платону и Аристотелю. Философия Платона становится предметом внимания в связи с проблемами власти, нравственности, красоты. Аристотелевская теория добродетели и порока рассматривается с помощью примеров из «Властелина колец» [3]. Учение Аристотеля о разуме применяется к жизненным проблемам доктора Хауса [Там же].

Считаем необходимым отметить положительную тенденцию представляемой серии. В этих книгах вообще значительное место уделяется проблемам этики. Это закономерно вписывается в концептуальное положение современной зарубежной педагогики об этизации образования. Не удивительно, что одной из ключевых фигур стал Кант с его этическим учением. В свете этого учения рассматриваются взаимоотношения семьи Симпсонов с соседями и их понимание любви к ближнему [4]. На кантианскую этику ссылаются авторы и при анализе ответственности человека перед самим собой на примере эпизода попытки Мардж Симпсон выйти за пределы традиционной роли жены и матери и стать социально значимым человеком [Там же]. Этика Канта становится отправным пунктом и при анализе нравственных проблем героев «Властелина колец». «По Канту, нравственность состоит в следовании правилам и обязанностям, которые названы универсальными для всех без исключения. Например, ложь порочна, поскольку имеет дурные последствия. Отсюда делается релятивистский вывод: «Мы способны стать лучше или хуже в зависимости от пристрастий и выбора, поскольку наши пристрастия влияют на выбор, а выбор корректирует пристрастия» [Там же].

Если в первых книгах серии содержались целые параграфы, излагающие в популярной форме то или иное философское учение, то постепенно такая форма уступила место кратким отсылкам к философским персоналиям, предшествующим разбору того или иного эпизода или фрагмента текста. Так, хотя в книгах «Хаус и философия» и «Гарри Поттер и философия» содержатся упоминания большого количества философов, их идеи лишь вкраплены в обсуждение проблем героев. Таким образом, сложности философских построений сводятся к минимуму. Что показывает эта тенденция? Ряд исследователей считают, что это проявление тотальной примитивизации, о которой так много говорят сейчас в области образования. Другие, мнение которых мы разделяем, полагают, что путь слияния проблематики философии с жизненными ситуациями, в которые попадают люди в повседневной жизни, – это путь формирования своеобразной «прикладной философии», достаточно продуктивный для гуманитарной подготовки. Мы имеем дело с репрезентациями, которые, даже в самой фантазийной форме, моделируют реальные жизненные ситуации, и отсылка к их философскому наполнению ставит повседневность на уровень философской рефлексии.

01 Ноя 2018 в 12:49. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв