Просмотров 200

УДК 784

Л. А. Колесникова

В искусстве всегда существовало два мнения: одно принадлежало сторонникам внешнего проявления образности в искусстве, другое – тем, кто стремился овладеть знаниями, которые способствовали созданию художественного образа. Мудрость мистерий, в недрах которых зародилось искусство театра, гласит: тот, кто учится внешнему, и знание получает внешнее.

Часто под перевоплощением подразумевается переодевание в конкретный сценический костюм, применение грима, использование форм пластического самовыражения. Наблюдается не только отход от шаляпинской традиции, но и искажение понятия «перевоплощение», а с ним исчезновение типа певца-актера.

Обеднение оперного театрального искусства сказывается в появлении певцов, которые действуют «очень искренно, правдиво и логично, но только от своего собственного лица, вне всякого характера. Такой подход ликвидирует творческое начало в искусстве актера, он не создает образ, воплощающий авторскую идею» [4, c. 22–24].

Цель данной статьи – помочь певцу-актеру обрести знания и умения, которые позволят ему создать оперный персонаж в соответствии со своей уникальной природой. Для этого на фоне систематизированных знаний о природе перевоплощения исполнителя предлагаются практические приемы персонального сознания и формирования личности оперного персонажа, так как перевоплощение предполагает соединение двух личностных содержаний – исполнителя и персонажа или частичное вытеснение первого вторым.

Инволюция видна в сценическом почерке многих молодых исполнителей. Задача современного оперного певца – овладеть знаниями о том, благодаря каким действиям внутренних сил душевная жизнь обретает данную форму самовыражения, и освоить примеры управления им.

Возможности творческой природы певца-актера в рамках традиции перевоплощения требуют обобщения опыта выдающихся мастеров современной оперной сцены, метода создания личности персонажа, что способно поднять исполнителя на новый уровень самосознания и профессионального совершенства.

Высказывание Ф. Степуна о том, что «артистическая душа» как психологический тип исполнителя может сойти с театральной сцены, а живое оперное искусство может стать «музейным экспонатом», подтолкнуло к выбору темы исследования.

Указанная проблема опирается на сложную диалектику внешнего и внутреннего. Возможности внутренней природы оперного исполнителя в создании сознания персонажа и его воплощении в вокально-сценических формах, которое включает образно-смысловое интонирование, – таков предмет данной статьи.

09 Дек 2019 в 10:33. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв