Просмотров 313
УДК 18.7.01.78
Е. А. Капичина
Современная культура представляет собой сложное и многогранное явление, которое при всей многозначности подходов, обозначающих ее сущность, онтологически выражает свою суть в диалоге. Философский смысл диалога означает встречу двух (и более) сознаний, языков, мнений, культур с целью понимания друг друга, постижения смыслов и ценностей «Другого». Диалог, понимаемый в широком смысле как «высказывание, в котором учитывается существование другой, не похожей на авторскую точки зрения», всегда инициирует развитие, объединение, взаимодействие, взаимопонимание участников диалогического процесса с неизбежным слиянием говорящих при одновременном сохранении между ними дистанции [5, с. 108]. В целом диалог – это условие «любого бытия, залог этого бытия», поскольку «…быть значит общаться диалогически» [1, с. 294]. Напротив, «когда диалог кончается, всё кончается», ибо «всё – средство, диалог – цель» [Там же]. Проникая в различные сферы духовной жизни – искусство, науку, межкультурные пространства, диалог актуализируется посредством всевозможных знаковых систем, прежде всего с помощью естественного языка [2, с. 118].
Традиция диалогической философии уходит корнями не просто в эпоху зарождения философской мысли, а в мифологическое и религиозное мировоззрение. Еще культурой Древнего Востока создавались учения о «молчаливом диалоге» или бессловесном общении, где важна не передача информации, а воссоздание состояния Духа. Основанием диалогического учения становится мистический опыт общения с Богом, ведь вся библейская история – это вслушивание в речи пророков и стремление услышать Голос. Традиции философского мировоззрения вырастают из диалогики Сократа, из диалектического метода постижения сущности бытия. Вовлекая собеседников в диалог, Сократ открывал им новое измерение мира и самого себя. Сократовские идеи нашли продолжение в работах его учеников, самым известным из которых был Платон. Создатель «Диалогов» положил начало традиции «созерцания эйдосов» как извлечения сущности из вещи, как упорядочения космоса и познания в целом. Именно в диалогическом размышлении и происходит познание сущности эйдосов.
В чем же онтологическая суть диалога? Философия диалога отвечает на этот вопрос, указывая на единение сознаний на метафизическом уровне. Чтобы понять онтологическую суть диалога, обратимся к мысли одного из основателей философии диалога ХХ века Мартина Бубера. Экзистенциально-религиозная концепция диалогики М. Бубера, восходящая к Марбургской школе неокантианства, отражена в известной работе «Я и Ты». Для Бубера диалог является онтологическим основанием структуры бытия, базовым принципом существования мира. Пытаясь понять бытие, М. Бубер утверждает идею двойственности мира, которая обусловлена двойственностью со-бытия́ человека с ним. Это со-бытие́ выражается в двух типах отношений, обозначаемых как «Я – Ты» и «Я – Оно». «Я – Ты» представляет собой живое межличностное отношение, интерсубъективное взаимодействие двух сознаний, когда в Другом мы ощущаем «дыхание Вечного Ты». Иными словами, отношение «Я – Ты» является истинно духовным, оно обоюдное и не обусловлено никакими причинными связями. «Я» и «Ты» в нем присутствуют во всей полноте своего личностного бытия. Бубер как религиозный мыслитель видел высшую трансцендентную точку такого диалога в превращении «Ты» в Бога как основу любой человеческой сущности и возможности экзистенциального диалога между «Я» и «Ты». Человеческое бытие происходит в соотнесении «Я» с «Ты». Первичным в этом соотношении является не «Я», не «Ты», а межличностное пространство, бытие «между». Только в живом соотношении человека с человеком можно познать истинную человеческую сущность. Это бытийное «между» и является онтологическим основанием истинного диалога, местом, в котором можно встретить Бога, в котором Бог «случается» для человека.
18 Апр 2019 в 13:18. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.