Просмотров 77
УДК 130.02
Д. А. Цховребова
Создавая свой мир, язык пронизывает ткань культуры и служит своеобразным создателем картины мира, иллюстрируя ее. Будучи порождением культуры, он представляет ее, создавая единое целое. Кроме того, он связан с языковым кодом национально-культурного сообщества и через этот код непосредственно коррелирует с культурой нации [14]. Актуальность данного исследования вызвана необходимостью изучения развития языка и письменности осетинского народа, сумевшего сохранить автохтонную культуру при активном влиянии соседних культур. Языковый код национально-культурного сообщества осетин уникален в том смысле, что, претерпев множественные изменения, оставил символы, присущие данному народу. Цель исследования заключается в сопоставлении противоположных точек зрения на возникновение письменности среди осетин и выходе на итоговое заключение о наличии знаков, созданных самим осетинским народом.
Основатель семиотики Ю. М. Лотман, говоря о создании своего мира посредством языка [7, с. 12], акцентировал внимание на знаках, обладающих способностью энергетически неравноценного воздействия, на чем и основана сила слова. Язык есть система знаков, выражающих идеи, а языковый знак не вещь и имя, но понятие и акустический образ. Исследования языкового кода этноса составляют особое направление в изучении культурных кодов, поскольку он коррелирует со всей культурой нации. Коды задают определенные эталоны культуры, отраженные, в свою очередь, в языке. Язык создает свой мир – такую оценку дал ему семиотик, культуролог, философ Ю. М. Лотман. Языки, на которых говорят народы мира (их называют естественными языками), есть самая важная, распространенная и хорошо изученная коммуникативная система. Знаки обладают способностью энергетически неравноценного воздействия. На этом же основана сила слова. Действие, которое оно производит, не может быть сопоставлено с затратой энергии на его произношение (Ю. М. Лотман, В. В. Красных, Н. В. Худолей).
Фердинанд де Соссюр отмечал, что язык существует только в силу договора, заключенного членами коллектива. Фактически всякое общество знает и всегда знало язык только как продукт, который унаследован от предыдущих поколений и должен быть принят таким, какой он есть. Во всякую эпоху, как бы далеко мы ни углублялись в прошлое, язык всегда выступает как наследие предшествующей эпохи. Человеческие установления – обычаи, законы и т. п. – основаны в различной степени на естественных отношениях вещей; в них есть необходимое соответствие между установленными целями. Исходя из того, что язык – культурный код нации [8], он держит на себе другие коды – мифов, религии, обрядов, праздников, ритуалов, обычаев. История осетинского народа еще раз подтверждает зашифрованность в кодах неявленных смыслов культуры. На примере осетинского народа, подвергшегося влиянию различных культур, но сохранившего автохтонные культурные коды, исследуется внешнее проявление скрытого смысла в мифологии, религии, языке, праздниках и обычаях. Важными и недостаточно исследованными особенностями осетинской народной традиционной культуры являются мифологичность и религиозность, основанная на многобожии. Миф в данном случае рассматривается как модель мира, в которой объекты представляют ассоциативные имена, основанные на метафорах. Осетины одними из первых на Кавказе приняли христианство, которое привнесло свои коды в автохтонные религиозные верования. Указанные авторы не акцентировали внимание на изучении культурных кодов, проявленных в мифологических и религиозных системах.
12 Июл 2021 в 12:48. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.