Просмотров 53
УДК 001+7
В. М. Москалюк
Будущее мира состоит в единении, общности всего человечества. Актуальность такого его понимания вызвана глобальным мировым конфликтом народов, культур, религий, внутренней дисгармонией, переживаемой человеком. Стремление к единению, ощущению части мирового пространства как важной составляющей единого целого человеческой культуры вызывает к жизни процессы интеграции, происходящие сегодня во всех сферах культуры. Интеграционное взаимодействие происходит в науке и искусстве, которые являются основоположным фундаментом человеческой культуры. Современные условия нашей жизни, ее динамичный ритм, лавинообразный рост научно-технического прогресса – все это привело к тому, что границы между наукой и другими сферами культуры больше не имеют таких жестких контуров, как это было в совсем еще недалеком историческом прошлом. Активную роль в данных процессах играет и искусство, которое, несмотря на отличие собственной, присущей именно ему семантики, представляет собой сегодня особую и достаточно перспективную составляющую науки. Наука и искусство предлагают собственные модели освоения мира: в науке этот процесс осуществляется посредством научных концептов, искусство же онтологизирует мир человека, наполняя его чувственностью, наглядностью, образностью; тем самым миру придается статус человеческого бытия.
Проблема взаимодействия науки и искусства неоднократно обращала на себя внимание научного и художественного сообществ. На первый взгляд, может возникнуть впечатление, что она представляет исключительно академический интерес, но современное развитие социума побуждает к исследованию данной проблемы как на теоретическом, так и на практическом уровне. Это связано с тем, что в вопросе о соотношении и взаимодействии науки и искусства приоритет в подавляющем большинстве случаев отдается науке. Искусство же, несмотря на все убедительные примеры синтеза научных и художественных технологий, наблюдаемых нами в последнее время, все еще требует теоретических обоснований того принципиального места, которое оно занимает в пространстве интеграционного взаимодействия с наукой.
Целью данной статьи является исследование и анализ интеграционного пространства взаимодействия науки и искусства как отдельных форм познания мира, каждая из которых выполняет собственную когнитивную функцию, обусловленную ее природой и спецификой.
Проблема интеграционного взаимодействия науки и искусства является актуальной и вполне обоснованно вызывает большой интерес в современном научном мире. Она освещена в работах Д. Р. Басыровой, подчеркивающей их прочную связь, единое онтогносеологическое основание [2]; Е. Н. Васильевой, отмечающей, что в настоящее время сформировалась особая междисциплинарная область – научное искусство [4]; Ю. Ю. Кузьминой, в работах которой отражен гедонистический аспект проблемы интеграции науки и искусства [7]; Р. Мартина и Дж. Риел, исследующих науку и искусство в контексте интегративного мышления [8]; С. Уилсона, анализирующего искусство и науку в качестве культурных действий [10]; А. М. Фоминых, изучающего проблемы человека, творчества, техносферы [13], и многих других.
Тема статьи обусловливает необходимость дефинитивного определения интегративного пространства, состоящего из двух самостоятельных понятий. Принимая в качестве исходных принципов определения, приведенные в «Философском энциклопедическом словаре»: «Интеграция (лат. integration – восстановление, восполнение…), сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов» [12, с. 215]; «Пространство есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах» [Там же, с. 519], и наше осмысление данного явления, сформулируем далее понятие «пространство интеграционного взаимодействия науки и искусства». Пространство интеграционного взаимодействия науки и искусства – целостное бытие науки и искусства, характеризующееся временной протяженностью и взаимодействием, в ходе которого исследуются возможные общие предпосылки познания, происходит ассимиляция новых результатов этого познания, объединяющего теоретическое знание и чувственный, духовный, ценностный опыт. Пространство интеграционного взаимодействия науки и искусства – это протяженное во времени сопряжение познавательного, аксиологического, созидающего действия, объективирующего знания о мире в теоретической и художественно-образной форме.
Исследуя пространство взаимодействия, таких, казалось бы, весьма далеких по отношению друг к другу сфер человеческой культуры, как наука и искусство, примем во внимание следующие их специфические характеристики. Наука, как известно, оперирует строгими теоретическими категориями, в то время как идеалом и алгоритмом действия в искусстве является эмоциональность, чувственность, художественная образность. Каков алгоритм взаимодействия между ними и возможен ли такой алгоритм? Проанализируем этот вопрос.
Имплицитный характер современного знания (причем не только гуманитарного) служит, на наш взгляд, мощным импульсом его развития, тех научных открытий и новаций, которыми обеспечивается прогресс науки. С этой точки зрения взаимодействие науки и искусства является вполне органичным и даже необходимым. Искусство, принимая во внимание точные каноны научных определений окружающего мира, обладает уникальной способностью объяснить эти категории посредством художественных образов. Произведение искусства, так же как и наука, создает собственную картину мира; различие состоит в том, что в науке эта картина мира представлена научными концептами, искусство же творит ее, применяя магнетические свойства художественного образа. В нацеленности искусства на созидание целостности мира – противостояние хаосу и бессистемности, творческое проектирование чувственной модели познаваемого мира, формирование его нового качества. Искусство овеществляет через чувственные, наглядные образы то, чего до момента появления художественного произведения не существовало в окружающей действительности. Представляя собой художественно реализованную возможность, искусство познает объективно невидимое, но тем не менее уже существующее в фантазии, иллюзии, воображении творца. Посредством такого моделирования-создания до времени неовеществленного и совершаются первые шаги к познанию этой невидимой сущности, намечается схема дальнейшего взаимодействия с ней. В этом предвосхищении новых способов взаимодействия с познаваемым материалом закладывается общая картина его последующих изменений, сама возможность видения будущего его развития. Итак, сущность явлена в результате творческого процесса и теперь уже полновесно представляет собой художественное качество наличного бытия, с присущими ему экзистенциальными характеристиками. Чувственная составляющая реальности, воплотившаяся в произведении искусства, таким образом, делает невидимое, субъективно существовавшее в воображении художника, достоянием общего познающего человеческого опыта. Это является важнейшим свойством искусства в освоении человеком мира и его творческой самоактуализации.
29 Дек 2023 в 09:03. В рубриках: Эстетика. Автор: krisВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.