Просмотров 465

О. Б. Левченкова

Движение навстречу апокалипсису есть

то, в чем человек преуспел, как ни в чем другом.

Рене Жирар

Способ бытия современного человека, способы его самореализации в мире существенно изменились за последние столетия, связанные с революционным развитием науки, техники и технологий. Жизнь человека в современном мире стала гораздо комфортнее и безопаснее, она открыла невероятные возможности для развития личности, освободила время для досуга и развлечений. Однако при всех несомненных улучшениях в жизни людей растет обеспокоенность по поводу неготовности человечества к новым знаниям и технологиям, которая характеризуется А. Назаретяном как «техно-гуманитарный дисбаланс»  или  «синдром предкризисного человека», явным признаком которого является — эйфория,  ощущение успешности, переходящее во всемогущество» [4], за которым с неизбежностью следуют войны и катастрофы. Антропогенные кризисы, как показывает исторический опыт, неоднократно приводили к вымиранию обществ, подорвавших изнутри основы своего существования. Человечество, ставшее глобальным, не должно повторить печальный опыт и допустить своей гибели.

Мощным ощущением кризиса начался и закончился для человечества XX век. С этим же ощущением мы вступили в ХХI век. Надо сказать, что кризисы вообще «составляют неизменный фон человеческой истории» [5]. Культура,   согласно У. Эко,  представляет собой непрерывный кризис, который есть в то же время необходимое условие для ее развития. Как бы нам ни хотелось жить в стабильном обществе, следует понимать, что бескризисное развитие человечества — это всего лишь утопический идеал.

Кризис культуры и человека, как и любой другой кризис, можно рассматривать как болезнь роста, как возможность трансформации и прорыва к новому бытию, а можно — как исчерпанность творческой жизненной потенции, угасание культуры, ведущее ее к смерти. На переломе ХIХ — ХХ веков все больше стали говорить о кризисе, пугающем своей близостью конца. Одним из первых о кризисе культуры, ее болезни заговорил Ницше — человек-барометр, тонко чувствовавший приближение эпохи катастроф, войн и революций, — отчаянный канатоходец и опрокидыватель идолов, сорвавшийся в темную  бездну безумия. После Ницше тема кризиса культуры, ее трагедии, декаданса была подхвачена  многими философами и культурологами и стала едва ли не доминирующей. «Может показаться, что человек достиг в своем развитии конца или же он в качестве носителя современного сознания находится лишь в начале своего пути…» — с тревогой о будущем Европы и человечества писал  немецкий философ экзистенциалист Карл Ясперс [6], переживший две мировые войны, мужественно противостоявший  фашизму и жаждавший лишь одного — пробуждения самосознания человека, проникновения в глубинные уровни человеческого бытия, к подлинной человеческой сущности.

15 Фев 2017 в 10:34. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв