Просмотров 250
В. К. Суханцева
К концу ХХ века выяснилось, что многое, созданное человечеством, надо то ли защищать, то ли спасать – в первую очередь от самого человечества. В Красную книгу цивилизации, все более напоминающую мартиролог, вперемешку отправились арктические льды и вечная мерзлота, облысевшие Карпаты и обескровленные рапсом черноземы, амурские тигры и тщательно оберегаемые панды, не говоря уже о бабочках, жуках и прочей исчезающей натуре. Выяснилось также, что триумф деятельностного подхода, рационализма, свободного предпринимательства и священных прав несимметрично накапливающейся собственности, т. е. всего того, что apriori считалось бесспорным достоянием западной цивилизации, начинает приобретать некие «пирровы черты», вынуждая интеллектуалов (пока немногих) задуматься над судьбами человечества и антропности в целом.
Налицо ситуация, когда взбунтовавшаяся планета вышла из конвенции, насылая на бывших партнеров апокалиптические ураганы, цунами etc., надеясь, быть может, что они, партнеры, поймут и опомнятся. Ураганы, цунами и вымирающие виды – факторы внешней наличной реальности. Есть, однако, другие, внутренние, чья угроза скрывается в метафизических глубинах духа, но от этого еще более чревата концом истории.
В зоне повышенной опасности оказалась культура в целом, понимаемая не как коллекция артефактов, а как пространство духовных интенций, вне которых антропное существо редуцируется к более или менее успешному биологическому виду. Аннигилирующие процессы охватывают искусство, на протяжении всей истории концентрированно выражающее сущность человеческого. Здесь следует объясниться более развернуто.
Искусство эволюционировало вместе с историей, извлекая из ее бесчисленных перипетий и персонажей наиболее сокровенные, неразличимые для обыденного взгляда сущности. Естественно, в своем историческом движении сфера художественного расширялась и усложнялась, обретая новую, подчас революционную шкалу выразительности, создавая технологии и приемы, неведомые предшественникам. Указанные характеристики касались всех без исключения видов искусства, хотя в разные эпохи часто доминировал конкретный вид; другие же либо только зарождались, либо существовали на его «фоне». Так, античность обозначила себя в пластике (архитектура и скульптура) и риторике (театр и ранние литературно-поэтические жанры). Романтизм сосредоточился в музыке и литературе, явно предпочитая неуловимость времени конкретной осязаемости пространства. Примеры можно множить, однако важно другое. Вне зависимости от специфики видообразования в основании искусства находилась (и, по-видимому, продолжает находиться) интуиция трансцендентного, того, что не подлежит рациональной исчерпанности анализа и суждения и выводит антропное существо из прагматики дарвиновского подхода.
02 Окт 2017 в 14:04. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.