Просмотров 46

Другие жанры «бессловесной» оркестровой музыки – шествия, торжественные выходы, битвы, пантомима, танцы и другие балетные сцены – составляют особую группу инструментальных жанров в опере. Однако в них главенствующая роль оркестра нередко оказывается под вопросом, а значительную часть нагрузки несет зрелищный сценический элемент.

Проблема жанрового взаимодействия не утратила своей актуальности и в опере в ХХ веке, во многих образцах которой произошло тотальное ее насыщение инструментализмом. Данная тенденция оказалась отмеченной в музыковедческой литературе многими авторами, но детального рассмотрения ее претворения в том или ином произведении нет. В то же время практическая деятельность дирижера как одного из создателей оперного спектакля требует осмысления соотношения собственно инструментального (в данном случае оркестрового) и вокального (сценического) жанровых пластов в каждом из произведений, избранных для постановки или представляющих научный интерес. Кроме того, внимание к оркестровым оперным жанрам объясняется и тем, что в них достаточно часто проявляется дополнительный драматургический фактор, влияющий на общую содержательную концепцию сочинения, придающий ему особую объемность и глубину, что важно учитывать при работе над спектаклем.

Именно этим обстоятельством обусловлена цель данной статьи – исследовать оркестровую полижанровость в одном из оперных произведений, где их появление несет особую образную и драматургическую нагрузку. Таким произведением в данном случае послужила опера Д. Шостаковича «Катерина Измайлова», в которой оркестровые жанры представлены несколькими относительно самостоятельными номерами (антрактами), определенным образом встроенными в драматургию оперы и тем самым создающими дополнительные задачи для оперного дирижера.

Антракты в музыковедческой литературе почти не становились объектом исследования в отличие от увертюры. Их функции в опере определяются либо относительно композиции (связующие разделы), либо относительно драматургии (итог событий, их предвосхищение, разрядка напряженности, отстранение, авторский комментарий к происходящему и т. д.). На разных этапах развития оперы на первом плане оказывались различные функции антрактов. Долгое время они имели дивертисментный, отстраняющий характер и служили своеобразной «передышкой» для слушательского внимания. Яркость таких эпизодов была не слишком очевидной, чтобы не отвлекать публику от главного. Постепенно оркестровые антракты становились все более значительными и весомыми. Отражая стремление к большей целостности и единству музыкальной драматургии оперы, они все теснее смыкались с ближайшими к ним сценами в содержательном и собственно музыкальном плане.

30 Дек 2020 в 10:44. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв