Просмотров 297

УДК 7.01

Д. А. Левченков

Современное искусство, начиная со второй половины ХХ века, представляет для современников, по сути, необозримый простор форм и содержания. В нем задействовано огромное количество языков, рассчитанных на различных адресатов. Искусство обращено к зрителям, принадлежащим к различным культурным пространствам. В массовой культуре происходит унификация языка искусства. Другие направления, выходящие за рамки массовой культуры, наоборот, требуют вовлеченного в определенную специфическую культуру зрителя.

Сегодня в современном искусстве можно наблюдать множество различных тенденций. Нашей задачей является рефлексия тех процессов, в силу которых в современном искусстве происходят различные метаморфозы. Однако, поскольку факторов и аспектов влияния на художественное творчество существует великое множество (это и политика, и ситуация коммерциализации искусства, и целый ряд других обусловленностей), мы хотим остановиться на одной проблеме. Это взаимосвязь изменений глобальной мировоззренческой картины мира и когнитивной активности художника в этих условиях и, как следствие, изменение художественной формы, содержания сообщения и эстетики в современных художественных практиках, образующих достаточно широкую тенденцию в искусстве, которую можно было бы назвать проявлением своего рода мистического материализма.

Возникновение этой тенденции в искусстве связано прежде всего с изменениями и трансформациями, происходящими в самой культуре, и с сущностными свойствами человеческой природы, которые проявляют и направляют человеческую деятельность и определяют ее плоды в новых культурных условиях. Таким образам, мы хотим рассмотреть те трансформации, которые происходят в сфере современного искусства в связи с глубинными экзистенциальными сдвигами в сознании и в бессознательном художника, вслед за Аниэлой Яффе, которая в своей работе «Символы в изобразительном искусстве» [3] описала эти процессы с точки зрения психологии.

Современную культуру характеризуют обширная культурная интеграция, перегруженность кодами, текстами, симулякрами и одновременно информационная раздробленность. Мы полагаем, что подобная ситуация воздействует на человеческую психику таким образом, что бессознательно индивид, в нашем случае художник, начинает стремиться избавиться от неподъемного груза информации и движется в сторону чистоты восприятия действительности, а в творчестве – к сведению воздействия на созерцателя к эмоциональным эффектам. Так проявляет себя реакция усталости человека от громоздкого, непосильного для обработки и упорядочивания фрагментированного текста культуры, от попыток собрать всю эту исполинскую мозаику в некое целое современного тысячеголосого семиотического, политического, метафизического, научного космоса. Это порождает в некоторых художественных практиках современности использование фрагментов культуры, на основе которых создается некое новое целое, не отвечающее содержанию и изначальной функции фрагментов, из которых оно создано, что является результатом абсолютно естественного бессилия, а с другой стороны, удовлетворяет внутреннюю потребность человека, такую как стремление к упорядоченности, структурированию жизненных явлений и впечатлений.

18 Апр 2019 в 14:24. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв