Просмотров 39

Обобщив вышесказанные идеи, можем предположить, что исполнитель теряет свою индивидуальность в пользу образа, обращенного и понятного другим, а танец – всегда диалог со зрителем. 

Описывая реальную природу танца, нельзя обойти внимание сам физический материал танца – движения. Народно-сценический танец нельзя считать подлинником народного искусства. Это художественное произведение, композиция, основным приемом создания которой является сюжетная сценическая обработка фольклорного материала. Основными выразительными средствами такой обработки согласно теории балетмейстерского искусства выступают традиционно-выразительные и изобразительные движения. Раскрывая тему реального бытия танца, остановимся на некоторых характеристиках движений как физическом материале выразительности танца.

Традиционно-выразительные движения носят универсальный, обобщенный и крайне условный характер, воплощают в себе национальный характер народа. Понять содержательное значение и смысловую нагрузку таких средств выразительности (движений) можно лишь в контексте народного танца.

Изобразительные движения в большей мере нацелены на отражение явлений действительности. В связи с этим в народно-сценических постановках можно наблюдать имитационно-подражательные и ассоциативные движения. Выразительный и изобразительный планы могут совпадать, но чаще изобразительность используется в качестве детали хореографической композиции. В любом случае соотношение традиционно-выразительных и изобразительных движений в народно-сценическом танце с эстетической точки зрения не только и не столько воссоздает многообразие окружающей действительности, сколько выявляет через пластику человеческого тела и творческое преобразование по законам красоты как его содержательное эстетическое качество.

Еще одно важное уточнение. Изобразительные движения прочитываются и вне целостного контекста танца, обладают самостоятельной смысловой нагрузкой. Так, в пляске «Лебедушка» взмах руки безошибочно интерпретируется как плавное движение крыла. В белорусском танце «Бульба» есть воссоздание эпизода сражения. В танце «Веретенце» в движениях воспроизводится процесс прядения [6].

Вместе с тем изобразительные движения в народно-сценическом танце непременно включаются в более сложные связи и соотношения с выразительными движениями. Традиционно-выразительные движения имеет более глубокий ценностно-содержательный уровень. К примеру, в том же танце «Веретенце» наклон головы, плавный ход, размеренность амплитуды движений не только поэтизирует старинный русский быт, но и создает характер скромной русской красавицы-рукодельницы.

Выделение изобразительного и выразительного планов движения помогает не только понять это движение как систему определенных значений и смыслов, но и определить структурные элементы, являющиеся носителями этих значений и смыслов. Структура движения неоднородна и многослойна. И хотя отделить движения сложно, однако в плане эстетического анализа нам видится это весьма полезной аналитикой, имеющей практическое значение для работы над образами в построении хореографической композиции. Можно предположить, что изобразительные движения отвечают за создание своеобразного «микрообраза», а традиционно-выразительные – за воссоздание признаков художественного целого.

Помимо эстетического и реального бытия народно-сценического танца важной стороной выступает и его социальное бытие. Не ставя перед собой цели проанализировать данный аспект (для этого недостаточно допустимого объема для подобного вида публикаций), вынесем его в отдельную публикацию. Отметим лишь, что танец в этом плане есть объективированное напряжение между природой тела и приобретенной культурой, которая всегда находила отражение в практике танца. Сам же танец всегда, во все времена был связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру и духу того народа, где он возник. В связи с изменениями социального строя, условий жизни изменялись также характер и тематика искусства, изменялся и танец. Своими корнями он глубоко уходит в народное творчество [1, с. 671].

19 Окт 2022 в 11:05. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв