Просмотров 73
УДК 111.85:793.31
Е. Р. Творогова
Сегодня ученые и практики четко осознают всю важность научного осмысления и решения проблемы сохранения и развития народного танца в его традициях, в исторической динамике. Вечно живой источник народной танцевальной культуры связан с силой, молодостью и творчеством народа, вносит в поток будущих хореографических постановок чистую, свежую струю новых пластических, богатых зрительно ощутимых образов и ярких ритмов. Вполне закономерно, что в современном хореографическом искусстве особое место занимает русский народно-сценический танец как особый вид искусства, в котором осуществляется интерпретация народного танца по законам театрального действия.
Целью статьи выступает обращение к философско-эстетическому анализу русского народно-сценического танца. Причем очевидно, что такой анализ можно осуществить только с опорой на междисциплинарный подход. Среди наиболее авторитетных монографий по этой проблематике можно назвать исследования Ю. М. Лотмана, А. В. Колесниковой, О. Ю. Захаровой, С. Н. Шубинского, В. М. Боковой, Н. А. Марченко и др., которые представляют собой удачные примеры применения культурологического подхода к осмыслению феномена танцевальной культуры.
Анализ литературных источников позволил определить те ключевые проблемы, которые сегодня решают различные науки в связи с исследованием предмета данной работы. Далее приведем наиболее общий обзор проблематики: 1) определение места танца в системе искусств в целом и народно-сценического танца в частности; 2) проблема бытия танцевального образа; 3) способ существования художественного произведения танцевального искусства; 4) происхождение танца и его социокультурные функции; 5) танец как отражение действительности; 6) хореографическое мышление и танцор как творческий субъект; 7) морфология мира танца и другие.
Собственно, изучение перечисленных вопросов позволяет достаточно четко представить исследовательский путь ученых-эстетиков, намеревающихся выстроить философско-эстетическую модель танца вообще и народно-сценической хореографии в частности. Первый – движение от анализа отдельных произведений, художественных школ, направлений, истории танца к уровню философско-эстетических обобщений. Этот путь в традициях научной эстетики принято называть эстетикой «снизу». Он представляет собой восхождение от живого искусства к философии. По сути, это искусствоведческий подход, которым эстетика «снизу» не ограничивается. Еще одним значимым срезом является психологическое объяснение различных искусств сквозь призму изучения художественной индивидуальности. Особым материалом, включаемым в исследование, являются биографии и автобиографические заметки отдельных художников, аналитика которого приближает к пониманию возникновения отдельного произведения из психики художника. В связи с нашим предметом исследования речь скорее не об индивидуальной психологии, а о психологии народа. Теоретические обоснования этой проблемы содержат труды В. Вундта, Л. Выготского, В. Дильтея, Г. Шпета и др. Здесь эстетическая проблема смещается в социально-психологическую плоскость и эстетика становится частью науки о человеческой культуре.
Итак, первый путь изучения сущности народно-сценической хореографии есть создание эстетики танца с позиций искусствоведческой и социально-психологической.
19 Окт 2022 в 11:05. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.