Просмотров 39

Однако, используя неисчерпаемые возможности пластики человеческого тела, хореография на протяжении многих веков разрабатывала и шлифовала выразительные танцевальные движения. В результате этого сложного процесса возникла система собственно хореографических движений, особый художественно-выразительный язык пластики, составляющий творческий материал танцевальной образности. Отбирая из неисчерпаемого источника народного танцевального творчества характерные выразительные движения, хореография их по-новому пластически осмысливает, поэтически обобщает, придает им необходимую многозначность и широту выражения. Тем не менее это утверждение создает проблематику для дальнейшего исследования. Ведь при создании собственных хореографических постановок балетмейстер может попросту упустить или упростить важнейшие фольклорные танцевальные элементы. Для снижения такой вероятности важно понимание бытия народно-сценического танца, которое может быть комплексно изучено с позиции нескольких подходов, позволяющих проанализировать четыре среза: идеальный (эйдос), эстетический (выразительный), реальный (движение, сценическая реальность) и социально-психологический.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аллахвердиян,И. Р. Танцевальный фольклор / И. Р. Аллахвердиян // E-Scio. – 2021/2 (53). – С. 671–674.
  2. Карпенко, В. Н. Народно-сценический танец и методика его преподавания: учебное пособие / В. Н. Карпенко, И. А. Карпенко. – Белгород: Изд-во БГИКИ, 2011. – 296 с.
  3. Лосев, А. Ф. Музыка как предмет логики / А. Ф. Лосев. // Форма. Стиль. Выражение. – М.: Мысль, 1995. – С. 405–602.
  4. Луговая, Е. К. К философии танца / Е. К. Луговая. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2008. – 128 с.
  5. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия: пер. с фр. / М. Мерло-Понти; под ред. И. С. Вдовиной, С.Л. Фокина. – СПб.: Ювента, Наука, 1999. – 606 с.
  6. Слыханова, В. И. Русский народно-сценический танец в контексте региональной культуры России: традиции и новаторство: автореф. дис. … канд. искусствоведения: 24.00.01 / Слыханова Валентина Ивановна. – М., 2012. – 29 с.
  7. Терентьева, Н. А. Исторический обзор генезиса классического танца: в поисках начала истории балета / Н. А. Терентьева // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2012. – № 1 (29). – С. 136–137.
  8. Хайдеггер, М. Исток художественного творения / М. Хайдеггер // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе / сост., общ. ред. Г. К. Косикова. – М.: Академический проект, 1987. – С. 264–312.

 

Творогова Е. Р. Русский народно-сценический танец: подходы к построению философско-эстетического анализа

Цель статьи заключается в рассмотрении подходов построения философско-эстетического анализа в контексте народно-сценического танца. При анализе научной литературы были выделены и исследованы проблемы определения места народно-сценического танца в системе искусств, вопрос бытия танца, способы его существования, происхождения, социокультурные функции, его морфология и т. д.. Особое внимание уделяется интерпретации выразительности танцевальных движений в построении новых хореографических постановок народно-сценического танца.

Ключевые слова: бытие, миф, народно-сценический танец, средства выразительности, эйдос.

 

Tvorogova E. R. Russian Folk Stage Dance: Approaches to Building a Philosophical and Aesthetic Analysis

The aim of the article is to consider the approaches of philosophical and aesthetic analysis in the context of folk and stage dance. The analysis of scientific literature has highlighted and investigated the problems of determining the place of folk stage dance in the system of arts, the question of dance being, ways of its existence, origin, socio-cultural functions, its morphology and so on. Particular attention is paid to the interpretation of expressiveness of dance movements in the construction of new choreographic arrangements of folk and stage dance.

Key words: existence, myth, folk stage dance, means of expression, eidos.

19 Окт 2022 в 11:05. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв