Просмотров 60

Прежде чем обратиться к анализу характерных особенностей произведения, выбранного объектом рассмотрения в настоящей работе, необходимо отметить следующий принципиально важный момент.

Жанровая палитра духовных произведений в западноевропейской и отечественной музыкальных культурах долгое время формировалась (в силу объективных культурно-исторических причин) автономно и в связи с непосредственным прикладным значением. В европейской традиции эта группа представлена такими вокально-инструментальными жанрами, как кантата, оратория, реквием, страсти и т. д. Пассионы являются одним из жанров, в котором ярко выражены процессы трансформации, в целом характерные для всех указанных видов духовной музыки. Так, зарождаясь в контексте христианской традиции (первые упоминания о чтении Страстных Евангелий относятся к 380 году), пассионы первоначально формируются как специфический жанр. Их функция – музыкальное воплощение чтения Страстных Евангелий, и первые музыкальные образцы распевов в католической традиции относятся к Х веку, а в XII веке появляются первые нотные фиксации отдельных частей, фраз псалмодических пассионов. Именно это узкое и исключительное предназначение определило основные жанровые особенности пассионов: во-первых, использование конкретных фрагментов евангельских текстов, связанных с последними днями Иисуса Христа (Тайная вечеря, моление в Гефсиманском саду, пленение, суд, крестные страдания и смерть), во-вторых, строгая привязка к Слову обусловила неразрывную связь с вокальной формой воплощения.

Исторические формы пассионов, подробно рассмотренные Е. Р. Рау в диссертационном исследовании «Жанр пассиона в музыкальном искусстве: общий исторический путь и судьба в XX–XXI вв.» [3], в целом можно охарактеризовать как движение от объективного интонирования евангельского текста, его псалмодического «прочтения» к воплощению субъективной реакции на данный сюжет. Об этой тенденции свидетельствуют следующие признаки:

  • постепенный отход от псалмодических (объективных) музыкальных форм в сторону более индивидуализированных, что происходит уже в ранних разновидностях пассионов – мотетных и респонсорных, в индивидуализации партий Евангелиста и Иисуса, в более поздний период – в использовании оперных форм (речитатив, ария, вокальные ансамбли, инструментальные интерлюдии, увертюры);
  • трансформация текстового первоисточника: если первоначально использовался только текст четырех Евангелий, то уже в эпоху Барокко можно наблюдать как достаточно свободный пересказ сюжета, так и применение посторонних текстов; в число таких сочинений входят наиболее популярные образцы – «Страсти по Матфею» И. С. Баха, «Страсти по Борхесу» Г. Ф. Генделя;
  • расширение музыкально-стилистической палитры.

Необходимо отметить, что после достаточно длительного забвения пассионов в романтический период в музыке ХХ века наблюдается активный всплеск интереса к данному жанру и развитие указанных тенденций, о чем будет сказано ниже.

12 Июл 2021 в 12:59. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв