Просмотров 60

Вторая часть оратории также состоит из двух частей: «Распятие» и «Погребение». Номера этих частей также возможно сгруппировать по музыкальному содержанию: первый раздел охватывает № 28–41, второй – № 42–48, в музыкальном отношении переломным моментом является хорал № 35 «Тебе поем» (автоцитата из Божественной литургии), который звучит в сюжетном отношении непосредственно после момента смерти Иисуса. Традиционно момент распятия и смерти являлся завершающей точкой в структуре пассионов. В «Страстях…» Алфеева расширение жанровой структуры до окончания Евангельского повествования переносит точку внимания со смерти Иисуса, акцентирование которой характерно в принципе для западноевропейской традиции, на момент воскресения, в православии почитающийся в наибольшей степени, что является особенностью православного вероучения. В произведении Алфеева происходит сосредоточение на молитвенной стороне. По западноевропейской барочной традиции Алфеев вводит в сюжет образ Богородицы, который характеризуется через так называемый Плач Богородицы (№ 38 ария сопрано «Сын Мой и Бог Мой»). Данный эпизод отсутствует в Евангелии от Матфея, однако о страданиях и плаче Богородицы упоминает в своем повествовании апостол Иоанн. Кульминационным моментом второй части, обобщающим все предыдущее развитие, является, несомненно, заключительный номер цикла, «Смерть Твою, Господи, возвещаем».

Таким образом, мы проанализировали «Страсти по Матфею» митр. Илариона и пришли к следующим выводам. Жанр пассионов претерпевает в творчестве композитора своеобразные изменения. Сформированный в католической культурной традиции жанр пассионов был предназначен в разное время для мемориального воспроизведения последних событий в жизни Христа, затем – для изложения морализаторских положений христианского вероучения, для выражения личностно-субъективной точки зрения на события Страстной недели. В данном случае пассионы служат достижению нескольких целей. Во-первых, духовно-просветительской, с чем связан и выбор выразительных средств, достаточно демократичных, с одной стороны, а с другой – опирающихся на традиции православного пения. Во-вторых, в сочинении ясно прослеживается экуменистическая тенденция, и поэтому сам опус носит также характер декларирования христианских ценностей, объединяющих европейские и восточные ветви христианства в их противопоставлении общей для мировой культуры тенденции к бездуховности и утверждению материального начала. В-третьих, несомненно, наиболее важной и значимой идеей пассионов Алфеева становится идея покаяния, типичная для православной традиции. В результате возникает своеобразный синтез европейской формы и истинно православного содержания. В первоначальной версии эта идея должна была усиливаться визуальным рядом, создание которого вылилось в самостоятельный культурный феномен – фильм П. Лунгина «Дирижер».

В целом же произведение митр. Илариона, затрагивая проблематику, выходящую далеко за рамки музыковедения, отражает многоохватность русской духовной культуры, ее «восприимчивость, способность к аккумуляции для достижения искомого результата необходимых художественных средств, с целью включения их в контекст традиционных, не нарушив каноническое молитвенное устроение соответствующего чина» [Цит. по: 4, с. 81].

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Булгакова, С. «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева) – новый жанр русской духовной музыки / С. Н. Булгакова // Дирижерско-хоровая практика: мессы и жанры духовной музыки от раннего средневековья к XXI веку. – М.: Юрайт, 2020. – С. 196–199.
  2. Пантелеева, А. А. Возрождение жанра пассионов в музыкальной культуре ХХ века / А. А. Пантелеева // Научная палитра. – 2017. – № 4 (18). – С. 42.
  3. Рау, Е. Р. Жанр пассиона в музыкальном искусстве: общий исторический путь и судьба в XX–XXI вв.: дис. … канд. Искусствоведения: 17.00.02 / Рау Евгения Робертовна. – СПб., 2018. – 329 с.
  4. Хватова, С. И. Экуменистические традиции в творчестве Илариона Алфеева: к сближению христианских музыкальных культур / С. И. Хватова // Проблемы синтеза в современной музыкальной культуре: cборник трудов международной научной конференции, Ростов-на-Дону, 11–15 апр. 2019 г. – Ростов н/Д.: Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова, 2019. – С. 75–84.

 

Монахова Ю. И. Трансформация жанров отечественной духовной музыки в XXI веке

Статья посвящена одному из актуальных вопросов современного музыковедения – эволюции жанра в современной музыке. На примере исторического развития пассионов и преломления данного жанра в творчестве мирополита Илариона (Алфеева) рассмотрены некоторые свойства отечественной духовной музыки.

Ключевые слова: пассионы, духовная музыка, эволюция жанра, митр. Иларион (Алфеев).

 

Monakhova J. I. Transformation of Genres of Russian Sacred Music in the XXI Century

The article is devoted to one of the topical issues of contemporary musicology – the evolution of the genre in contemporary music. On the example of the historical development of passions and the refraction of this genre in the works of the Metropolitan Ilarion (Alfeev), some properties of Russian sacred music are considered.

Key words: passion songs, sacred music, genre evolution, Met. Hilarion (Alfeyev).

12 Июл 2021 в 12:59. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв