Просмотров 60

Отечественная духовная музыкальная культура, неразрывно связанная с православием, стала основанием для возникновения двух жанровых групп – литургических (Литургия, Всенощное бдение, Панихида, Венчание) и паралитургических (духовный концерт). Если духовные концерты выделились из практики запричастного пения, синтезировались с аналогичным европейским жанром и стали самостоятельной жанровой разновидностью уже в XVII–XVIII веках, то литургические жанры именно как музыкальные циклы сформировались только в конце XIX века и связаны с композиторской деятельностью П. Чайковского. В ХХ веке можно наблюдать обусловленный особенностями культурно-исторического развития переход литургических циклов из сферы прикладной с сферу концертную, что типично для большинства духовных жанров.

Обращает на себя внимание тот факт, что, в отличие от западноевропейских конфессий, в православии сохраняется традиция чтения Страстных Евангелий священником, которая встроена в структуру особого вечернего богослужения в Великий четверг и сопровождается пением 15 страстных антифонов.

В ХХ и XXI веках как в европейской, так и в отечественной традициях можно отметить следующие тенденции. Прежде всего это отрыв от узко прикладного церковного предназначения. Духовной музыкой считаются не только те произведения, которые звучат за богослужением, но более широко – произведения, использующие признаки таких жанровых разновидностей, как реквием, оратория и т. д., в которых поднимаются глобальные и значимые для любого человека темы жизни и смерти, веры, места человека в мире, морально-нравственные и этические проблемы, актуальные для современного общества и т. д. Конкретно в отношении пассионов можно говорить о расширении сюжетных первооснов: история и, соответственно, культура ХХ века дают материал для сюжетов, которые строятся на параллелях событий современности и евангельских повествований. При этом могут быть использованы музыкально-структурные закономерности, сложившиеся в ходе эволюции жанра. В значительной мере расширяется сфера музыкально-выразительных средств, которые включают не только собственно музыкальные, но также палитру внемузыкальных приемов, в число которых входят приемы стенографии, освещение, используются нетрадиционные инструменты (например, «Водные страсти по Матфею» китайского композитора Тань Дуня). Фактически исчезает привязка не только к сюжету, но и к конфессиональной принадлежности.

В ряд современных тенденций естественно встраиваются и «Страсти по Матфею» митр. Илариона. Написанное и исполненное в 2006 году произведение своим появлением вызвало неоднозначную реакцию слушателей как с музыковедческой, так и с богословской позиции, что частично объясняется особенностями самого музыкального материала (стилистической неоднородностью, использованием композиционных принципов, свойственных различным эпохам, и т. д.) [1]. Несмотря на эту неоднозначность, а подчас и противоположность суждений как о самом музыкальном материале «Страстей», так и об авторстве, и о той позиции, которую занимает композитор, данное произведение представляет интерес с точки зрения происходящих в нем процессов жанровой модификации пассионов.

12 Июл 2021 в 12:59. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв