Просмотров 244

В 1932 году постановлением о перестройке литературно- художественных группировок были уничтожены все группировки, и среди них «бойчукизм», обвинения в адрес которого появились в прессе еще в 1924 году: «Бойчук революционную современность учит выявлять в отживших формах» (Вечерний Киев), «Реакционно-националистическое искусство», «Копирование старого примитива польско-украинской иконы». В 1932 году писали, что «позиция школы находилась в противоречии с общим социальным развитием искусства», «Бойчук, Седляр, Падалка уничтожали советскую действительность и всячески тормозили развитие украинского советского искусства». Подчеркивалась необходимость скорейшей ликвидации последствий их «подрывной работы».

В 1937 году, после расстрела «бойчуков», идеологи Холостенко и Хвыля объявляют «бойчукизм» «заблуждением» и квалифицируют его как настоящий контрреволюционный национализм. В 1937–1957 годах термин «бойчукизм» стал нарицательным, в 60–90-х годах его безопаснее было не упоминать. В 1937 году 7-я выставка «Цветущая Украина» демонстрировала успехи соцреализма. В 1957 году на ІІІ съезде Союза художников УССР референт произносит речь, упоминая о безвинно погибших: «Пустовийт, Падалка и др.», в число которых попал и Бойчук.

Стиль и метод, приведший к трагедии, позже был реабилитирован – украинский авангард пришел на смену реалистическим тенденциям и был связан с модерном и постимпрессионизмом. Вынужденный формализм при обучении  связали с невозможностью быстрого овладения реалистическим искусством неподготовленными студентами. Отсюда обобщение и стилизация, близкая народным картинкам «наивного искусства», и аналогия с ранним Возрождением.

Каким было искусство «эпохи перемен» в России? Официальным и параллельным официальному, правдивым и искренним – разным, выражая творческую индивидуальность автора и выполняя социальный заказ, создавая собственный авторский стиль, надеясь на понимание зрителя, действуя в рамках традиций или развивая их. Творчество художников всех видов и жанров было проникнуто стремлением к эксперименту. Поиск национального характера формы произведений сочетался с выраженным стремлением к идеям общечеловеческим. Дилетантское несовершенство владения формой и профессиональная стилизация под наивное искусство и детский рисунок параллельно сосуществовали с традииями реализма в послереволюционном искусстве художников-монументалистов, графиков и живописцев Советской России.

Начиная с 1932 года идеологи советского государства повернули бурный поток различных течений и экспериментальных направлений искусства в единое русло реалистической формы, но не в идеалистический «классицизм», а в «реализм», где форма соответствует содержанию, а идеи должны способствовать построению нового социалистического общества. Реалисты и художники, стремящиеся к жизненному воплощению формы, были и прежде. Поэтому появился новый термин «соцреализм» – искусство «реалистическое по форме и социалистическое по содержанию».

30 Дек 2020 в 10:06. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв