Просмотров 266
23 апреля 1932 года ЦК ВКП(б) принимает постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». Произошел возврат к идеям передвижничества, к правдивому изображению жизни и истории народа, родной природы, но метод критического реализма, достойно проявлявший себя в дореволюционной России, погрузился в бытовой жанр и рассматривался как мелкотемье. Вся сатира ушла в политику и журналистику, в плакат, сатирические журналы. Изображение несовершенств реального человека в творчестве М. Зощенко воспринималось правящими литературой идеологами как нежелательное. Приветствовались положительные герои, индустриализация и коллективизация, просвещение и стремление народа к культуре, все новые явления построения передового общества без освещения сопутствующих просчетов – «перегибов». Некоторые произведения Ю. Пименова и С. Герасимова могли обвинять в излишнем оптимизме, несоответствии реальности сегодняшнего дня. А. Лактионова обвиняли в натурализме, фотографичности, Ф. Решетникова – в иллюстративности. Официальный запрос на своеобразный социалистический идеализм мог способствовать формированию схематичности мышления и утрате творческой индивидуальности.
Со временем в литературе появилась «деревенская проза» и оживление национальных традиций. Роман «Оттепель» Ильи Эренбурга дал название периоду советской истории, периоду поэтов-шестидесятников с дискуссиями физиков и лириков. Потом приходит время «сурового стиля» в живописи и творчества советских авангардистов. Василий Шукшин, Андрей Платонов, Чингиз Айтматов, Фазиль Искандер, Расул Гамзатов в литературе, Гелий Коржев, братья Смолины, Виктор Попков, Борис Неменский, Дмитрий Жилинский, Евсей Моисеенко, Таир Салахов, Семен Чуйков в живописи создавали в своеобразной авторской узнаваемой форме образ своей эпохи.
Петр Кончаловский критически осмыслил ранний период своего творчества, но не утратил своей яркой индивидуальности. Аркадий Пластов создал зримый образ родного края, преобразуя бытовые сюжеты во вневременные. Была продолжена традиция лирического пейзажа, начатая А. Саврасовым. Юрий Пименов, Мартирос Сарьян, Сергей Герасимов, Павел Корин, Михаил Нестеров, Татьяна Яблонская, Федор Кричевский, Вера Мухина обладали неповторимым авторским почерком, своеобразием художественного мышления. Их творчество, несмотря на все сложности творческих судеб, проникнуто стремлением к светлым образам. В них Вера и Надежда, история своего народа, характерные символы каждого периода своей страны, типичные образы нового человека, идеализация и героизация жизненных образов. Как и в эпоху Возрождения, вопреки реальным историческим процессам художникам послереволюционной России и Советского государства было свойственно создавать свои идеалы как мечту, обращенную в будущее. Их Искусство – это не отражение мира, а творение его незеркального образа.
30 Дек 2020 в 10:06. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.