Просмотров 104

Критиковалась за излишний трагизм работа Е. Моисеенко «Барак» (1962) из серии «Этого забыть нельзя», основанная на собственном жестоком лагерном опыте. Созданное художником через 10 лет произведение «Победа» также не отличалось оптимизмом, подчеркивая трагическую неоднозначность события, в отличие от преобладающего героического направления в произведениях, посвященных Великой Отечественной войне. (Авторский стиль Е. Моисеенко – графика в живописи, обладая степенью условности организации пространства в плоскости, позволял уйти от натурализма и создать образ мерцающего слияния прошлого и настоящего.)

Однако с 1989 года «Безымянная высота» Б. Неменского с изображением двух погибших в бою молодых солдат, русского и немецкого, которой долго не находилось места на выставках, экспонируется в Музее современного искусства в Аахене (Германия), а авторский повтор картины был назван «Это мы, Господи!» (1992).

Только глубокое понимание назначения искусства и истории России не только как «Страны советов» позволит признать справедливым утверждение Б. Неменского о том, что произведения советского периода являются наивысшим достижением европейского искусства (попытки осмысленного сопоставления на выставках Париж – Москва (1979), Москва – Париж (1981) и Москва – Берлин (1996).

 

 ЛИТЕРАТУРА

  1. Шмагало, Р. Словник митців-педагогів України та з України у світі (1850–1950) / Р. Шмагало. –К.: НВФ «Українські технології», 2002. – 141 с.
  2. 2. Кандинский, В. В. О духовном в искусстве / В. В. Кандинский. – М.: Архимед, 1992. – 110 с.

Сержантова И. А. Художник и изобразительное искусство в советском обществе

В статье затрагивается актуальная тема взаимоотношений художника и власти в советском обществе. Автор описывает известные резонансные события в истории культуры Советского Союза, раскрывая причины конфликта художника и власти. Рассмотрены условия возникновения официального и параллельного искусства, описаны поиски художника советского времени в контексте исторических трансформаций общества и мировоззренческих сдвигов в сознании людей.

Ключевые слова: изобразительное искусство, художник, власть, конфликт, советское общество, революционное искусство, авангард, супрематизм, «бойчукизм».

Serjantova I. A. Artist and Fine Arts in Soviet Society

The article touches upon the actual topic of the relationship between the artist and the authorities in Soviet society. The author describes well-known resonant events in the history of the culture of the Soviet Union, revealing the reasons for the conflict between the artist and the authorities. The conditions for the emergence of official and parallel art are considered, the search for an artist of the Soviet era in the context of the historical transformations of society and worldview shifts in the minds of people are described.

Key words: fine arts, artist, power, conflict, Soviet society, revolutionary art, avant-garde, suprematism, “boychukism”.

30 Дек 2020 в 10:06. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв