Просмотров 111
«Вечность» является средней частью цикла. Она невелика по масштабам – всего 45 тактов – и состоит из двух разделов. Первый символически открывается звучанием музыки, наложенной на пустоту звучания квинты и ноны у фортепиано и виолончели (т. 1), а далее виолончель глиссандирует на нисходящей м. 3 к звуку d. Этот шеститакт представляет собой интонационное зерно части, поскольку здесь экспонируются мелодические сегменты, получающие в дальнейшем свое мелодико-ритмическое развертывание (тт. 1–6). При окончании мелодических фраз композитор использует особое графическое glissando – длительность необходимо исполнять до конца и лишь при переходе к последующему звуку осуществлять глиссандирование.
В т. 7 впервые звучит оформленная музыкальная фраза у струнных, сотканная из чистых интервалов – кварт и квинт на фоне мерно звучащих нон фортепиано. С интервалом ноны возникает ассоциация, часто встречающаяся в музыке композиторов XX–XXI вв., а именно нона как непрерывное дыхание времени.
Постепенное фактурное уплотнение приводит ко второму разделу формы в ц. 4. Этот раздел отмечен детальными авторскими ремарками. Начинаясь после относительно громкого звучания на выдержанной фермате, резкая смена динамики на рр, звучание фортепиано на правой педали, с образным указанием dolcissimo и ad libitum у музыки ветра, начало данного раздела вновь на мгновение ощущается как мнимый контраст с явным превалированием мажора. Очевидно, что первый раздел призван был выполнить функцию подготовки, поскольку именно здесь происходит стереофоническое воплощение пустотности. Это та самая «наполненная пустота», воспеваемая всеми композиторами-минималистами (начиная с т. 26). Кроме того, здесь вновь слышна томная мугамность флейты, каждая фраза которой постепенно расширяется, словно раздвигая временные рамки.
Кульминация части в ц. 5 – это и смысловая кульминация всей трилогии «INFINITO». Именно эта авторская ремарка является здесь ключевой. На предельно тихой громкости слышны маркированные чистые октавы вибрафона, фортепиано и струнных, каждый звук которых выделен внутризвуковой градуировкой и тембровым расшатыванием. Композитор определяет эту тему как бесконечную, на слух воспринимающуюся как непрерывное многократное повторение. На самом же деле при визуализации партитуры видно, что каждое ее проведение подано в обновленном виде за счет энгармонических замен.
«Песнь о Шамбале» – это последняя часть сочинения. Понятие Шамбалы существует в индийской философии с древнейших времен. В классическом индуизме и буддизме это духовный уровень бытия, на котором пребывают тонкие тела праведников, узреть этот мир можно только пребывая в особом состоянии просветления. Индийские и тибетские предания повествуют о закрытом для непосвященных тайном ашраме (обители), в котором с незапамятных времен живут мудрецы, обладающие высшими знаниями и психодуховными способностями.
В целом заключительная часть представляет собой синтезирование на всех уровнях музыкального языка: интонационное, ритмическое, фактурное. Эту музыку крайне сложно адаптировать к каким-либо конкретным образным представлениям, и тем не менее здесь явно происходит некая материализация духовных устремлений человека: от архаического, природно-дикого рождения из небытия, через пустоту вечности к духовному просветлению и приближению к истине.
09 Апр 2022 в 15:48. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.