Просмотров 84

Ультрахроматизм является принципом музыкального мышления автора и характеризуется направленностью сознания на достижение определенного уровня художественного обобщения, в котором восприятие звука перерастает в осмысление звукового пространства. Ультрахроматика выводит звуковые элементы на уровень замысла, творческой концепции, что связано с новым пониманием музыкального звучания как континуума, отражающего непрерывность и бесконечность бытия.

В целом смысл современной академической музыки раскрывается в ее перспективной направленности к звукосозерцанию, представление о котором терминологически зафиксировано по-разному. Его называют новым звуковым сознанием, звукоощущением, музыкальным миропониманием. Понятно, что речь идет о звукообразе, процессе поиска музыкального микрокосма, резонирующем концептуальному представлению о мироустройстве.

«INFINITO» соткано из символов и намеков. Согласно словарю «infinito» означает «вечность», «бесконечность», «беспредельность», «бескрайность». Именно так разворачивается антиномия динамической статики в композиции. Создается ощущение, что композитор буквально шифрует некое духовное послание. Обратимся к этимологии слова. Первые такты сразу погружают в транс. Флейта, на f, ударяя по клапану D, репрезентирует исток, один звук – d в конкретной ритмической периодичности, прерываемой короткими паузами. Это воспринимается как предельно замедленная материализация чего-либо в абсолютной пустоте (тт. 1–5).

Звук d в партитуре сочинения выступает в качестве смысловой опоры. «Deo» – как символ соборности и устремленности в высшее метафизическое пространство в христианской традиции. Тип мышления Г. Толстенко можно определить как религиозно-концептуальный, соединивший в себе некую общность восточной и западной культур в преломлении авторского мировидения. Данный концепт ощутим уже с первых тактов «INFINITO». Указанная звуковая единица словно расшатывает звуковое пространство, казалось бы, интонационно конкретной высоты за счет последующих микрохроматических расщеплений.

Печатная партитура с первой цифры насыщена специфическими графическими обозначениями. Здесь, на наш взгляд, уместно было бы осмыслить графические обозначения как еще один семантико-драматургический слой композиции, влияющий непосредственно на формообразование и герменевтическую составляющую. Известно, что в эпоху метамодерна музыкальный текст способен стать художественным объектом. Процесс создания и суть музыкального произведения определяются авторской концепцией, индивидуальной идей творца. Музыкальный текст сочетает в себе как традиционную запись, так и графику. Концептуальный аспект – это новая программность сочинения, предполагающая некий код организации смысловой формы музыки. Символы графической партитуры априорно таят в себе ее содержание и смысл, кроме того, имеют характеристики, касающиеся длительности звучания, темпа, динамики, артикуляции, ритмической линии, способов звукоизвлечения. Кроме всего вышеперечисленного, в данном случае, за счет использования обозначенных графических сокращений, выстраивается тембровая драматургия, представляющая собой виртуальный слой композиции. Из бесконечно длящегося звука d, по принципу бесконечно вращающейся спирали, выстраивается многомерное звуковое пространство. Таким образом, все эти текстовые знаки-символы направлены на тоновую обертоновость, тембровое созерцание, олицетворяющее, возможно, рождение из мельчайшей частицы всеохватного мира.

09 Апр 2022 в 15:48. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв