Просмотров 85

Что касается цельности формы, то она обеспечивается, кроме естественного интонационного родства, еще и сегментарной повторностью, благодаря которой и создается эффект движимой спирали. Так, мелодический восходящий ход, впервые появившийся в ц. 3, отныне беспрестанно продолжает свое развертывание, впоследствии расширяясь в диапазоне.

Авторские ремарки предельно детализированы и в основном направлены на исполнительские приемы, а также выполняют функцию структурной динамизации. В ц. 6 (в тт. 58–59) Quasi dans создает жанровую определенность, если она возможна в данном случае как таковая. Это воспринимается как ритуальный (шаманский) танец – естественное проявление в трансовом состоянии. Композитор «играет» с оформившейся пентатоникой, транслируя ее как центр звукового Бытия. Флейта ни на мгновение не стихает, бесконечно сплетая свое микротоновое кружево.

Следующий этап формы создает ощущение мнимой контрастности, поскольку музыка метамодерна лишена контраста в привычном смысле понимания. Это музыка-аффект, но аффектация в ней особого рода. Кажется, что Г. Толстенко в ц. 7 репрезентирует совершенной иной культурный пласт, при этом искренне стремясь к сближению культур, а вследствие этого – к культурному диалогу. На р в высоком регистре прозрачно звучит «белая» пентатоника, в то время как вибрирующий кластер фортепиано выдержан на «черных» клавишах. Что это? Игра светотени или особое авторское мирочувствование, рефлексирующее в плоскости единства и всеохватности дихотомии мироустройства?

Ритмическая разновременность интонирования создает какую-то буквально осязаемую разреженность воздуха. Эта структура повторена девять раз в своем первозданном виде. Известно, что в различных верованиях, в том числе в христианстве, 9 – это число ангельское, небесное, символ универсума и истины. В восточной культуре с ним связан процесс постижения, духовного совершенствования.

Вторая часть трилогии носит название «Вечность», и в ней Г. Толстенко выступает как истинный Маэстро Пустоты. Пустота в буддизме – это единственное неотносительное понятие для характеристики Реальности, не имеющее ограничений, исключений и качеств. По словам Далай-ламы XIV, шуньята (пустота) представляет собой пустотность как абсолютную истину и ум, осознающий пустотность.

В древнекитайской философии наиболее ярким выражением идеи пустоты является Дао, рождающее все вещи из себя, то есть из небытия. Такое понимание предшествует идее молчащего Неба, вмещающего всю вселенную. Так, в восточных культурах пустота осмысливается как начало вещей. Дао есть путь, ведущий адепта к высшей радости, подобной возвращению младенца к матери. Таким образом, пустота в восточной философии, в отличие от западной, наделена положительными характеристиками. Она проявляет онтологическую ценность в вечности, которую невозможно уничтожить или нарушить.

Очевидно, что в основе концепции второй части «INFINITO» лежит традиция восточной философии с ее отождествлением пустоты с вечностью. Сам автор говорит о том, что стремился здесь к воплощению временной категории, но не как идеи неумолимости и непреклонности, а как пульсации жизни, «биения сердца живых существ».

Идейная направленность порождает соответствующую композиторскую лексику – именно так звучит пустота. Автор предельно внимателен к средствам музыкальной выразительности – буквально все элементы репрезентируют собой «пустотность звучания» (отметим, что само это словосочетание является дихотомичным по своей сути). Г. Толстенко использует здесь «произношение звуков при игре», создавая тембровую агогику, выписанную в конкретной авторской знаковой системе.

09 Апр 2022 в 15:48. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв