Просмотров 85

В ц. 1 звучит непостижимо прекрасное соло струнных, воспринимаемых как субъективное начало, как стремление, впоследствии достижение Шамбалы, это материализующаяся мечта, достигаемая путем сложного и противоречивого преодоления материальной чувственности природной стороны человеческой сущности. Интонационно эта тема выросла из сочной вязи струнных второй части «INFINITO». Эта бесконечная мелодия поддержана пустыми интервалами фортепиано и вибрафона, а также одиночными пентатоническими фигурами флейты (начиная с т. 9).

Второй раздел части знаменует появление флейтового соло на рр и характеризуется контрастной сменой динамики. Небесное звучание постоянно возвращается к своему исходному fis, выделенному ферматой. Эта непрерывно парящая мелодическая линия раскрашена диезами и ни на мгновение не покидает своей тесситурной горизонтали – думается, автор нарочно словно разграничивает пространство на две плоскости. Это соло можно трактовать как идеал Шамбалы, протягивающий руки навстречу ищущему и познающему человеку (начиная с т. 32).

А далее происходит закономерное сближение этих двух изначально совершенно полярных начал: чувственно-материального и духовного. В ц. 5 фортепианная партия обозначена ремаркой Quasi celesta и представляет собой девятизвучную серию, изложенную в полиритмическом сочетании на выдержанной педали, сообщающей ей стереофоничность. Контрапунктом к ней звучит тема в увеличении в нежном тембре виолончели одновременно с ритмически уменьшенной темой парящей флейты.

Ц. 6 – это заключительный этап не только третьей части, но и всей трилогии в целом. Здесь сплавлены воедино все интонационные фабулы сочинения, а фактура максимально концентрирована, но не перенасыщена. Композитор сводит воедино пульс времени, дыхание неба и субъективную устремленность. Последние такты построены на пентатонике как первооснове всего звукового сущего. Флейтовые пентатонические напевы усилены фортепиано, а виолончели интонируют уже знакомую «черную» пентатонику. В т. 64 последний раз звучит флейта на рр, поддерживаемая фортепиано и pizzicato струнных.

Не только «INFINITO», но и все творчество Г. Толстенко можно смело рассматривать в ракурсе метамодернизма и метастилизма. Именно потому, что метамодерн родился из самого духа музыки, он и является его главным искусством. Управляемая временем, музыка более других способна к созданию длительного аффекта, она связана с интуицией и легче других ускользает от рациональности. В современной философско-эстетической концепции музыкального метамодернизма аффект – это длительно переживаемая статичная музыкальная эмоция. Основное свойство метамодернового аффекта – это его амбивалентность, то есть он не однозначен, как это было, например, в эпоху барокко, а объемен и включает в себя противоположности, например, на уровне музыкального языка. Психологи-метамодернисты объясняют амбивалентность тем, что современный человек постоянно находится в интернет-пространстве и способен одновременно рассматривать множество позиций, воспринимая при этом порой противоположные идеи, в результате чего возникает более целостное, но нелинейное восприятие событий и явлений разного характера.

09 Апр 2022 в 15:48. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв