Просмотров 85

Музыкальный авангард, к которому обратились многие современники композитора, стал в значительной степени отражением бессилия, бессмысленности так называемых «новых ценностей», внутренней пустоты и духовной разобщенности людей, но эта сторона авангардизма более полно раскрыла себя в творчестве зарубежных композиторов. По словам В. Мартынова: «Начинается новый период, музыка снова становится потоком, в который может войти каждый» [3, с. 116]. Вовлеченность в этот поток возможна только при наличии универсального и своеобразного музыкального метанарратива, который приходит на место идеи развития. Универсальное, то есть однозначно всеобщее, присутствовало в музыке всегда, и мы не будем это отрицать. Поэтому музыкальный метамодерн находит новую универсальность в новом каноне, новой сакральности, новой традиции, новом фольклоре – во всем, что может выполнить универсальные функции.

В творчестве Г. Толстенко такие универсальные функции выполняет архаика, олицетворяющая первозданную красоту мира, а сама музыка мыслится как сущностное, онтологическое, «препобеждающее» (термин В. Медушевского) все временное дыханием вечности.

Сюита «INFINITO» представляет собой трехчастную композицию: «Творящая флейта», «Вечность» и «Песнь о Шамбале» – и относится к минималистическим сочинениям. Э. Артемьев отмечает: «Музыка „INFINITO” завораживает и погружает слушателя в трансовое, гипнотическое состояние. Она мистична по своей природе» [1, с. 4]. В. Рожновский пишет о том, что «…это – своеобразное и концентрированное воплощение восточной культуры, какой она слышится автору. … Восток интонационно и ладово расширен, собирателен: он не только азиатский, но и кавказский, и закавказский» [4, с. 14].

Медитативность – неотъемлемая черта творческого метода Г. Толстенко и метастиля как такового. Причем при внешней статике и застылости музыка необычайно концентрирована и предельно насыщена, каждый звук, пауза, авторская ремарка значимы и весомы. В этой музыке нет ничего случайного или неосознанного. Минималистичность проявляется в особого рода репетитивности, основанной на остинатности, с одной стороны, и на импровизационности – с другой, понимаемых автором как две основополагающие формы бытия музыкального искусства.

«INFINITO» заключает в себе обобщение интонационного процесса второй половины прошлого столетия. Композитор доводит звуковые образы до уровня символа, обращаясь в целом к памяти культуры. В частности, пентатоника – олицетворение вечного, незыблемого, неизменного, самой земли, не имеющей ни начала, ни конца.

09 Апр 2022 в 15:48. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв