Просмотров 131

* * *

Главными социальными регуляторами в классовом обществе являются политика, с присущими ей насилием и эксплуатацией, и мораль, разрешающая конфликты интересов посредством заботы о чужом интересе и самопожертвования. Первоначальные нормы политики и морали императивно внедрялись в массовое сознание религией и выполнялись, с одной стороны, в соответствии с предустановленными в религиозных заповедях и эмоционально поощряемыми должными нормами бытовой, нравственной и политической деятельности, а с другой стороны, под влиянием внушаемого верой отвращения к нарушению религиозных запретов и страха перед угрозой наказания ослушников со стороны сверхъестественных сил. В рамках религиозного мировоззрения складывается особый эмоциональный режим, устанавливающий вектор социально оправданной деятельности: эмоциональное поощрение в выполнении предписываемой нормы и страх ее нарушения в виде отвращения греха. Тем самым подтверждается тезис, что социальная регуляция – это, прежде всего, эмоциональная регуляция.

Эмоция – ключевой момент в регулировании деятельности человека. Без эмоций не совершается ни одно человеческое действие. Непростительное игнорирование или даже недооценка важнейшей регулятивной функции эмоций в поведении человека оборачивается разрушением совместных форм социальной деятельности и воспроизводства человека и общества. Регулятивная роль эмоций проявляется в том, что эмоции одновременно и оценивают ситуацию, и побуждают человека к адекватной форме практического действия. Именно эмоции окрашивают образы сознания и представляют их в ценностно значимой форме, именно эмоции и позволяют человеку определять ценностный вектор своей деятельности, и императивно принуждают следовать ему. Именно эмоции определяют структуру социальных интересов индивидов, движущих сил социального развития. Поэтому вопрос о роли эмоций в регулировании поведения людей является центральным в создании механизмов социальной регуляции.

Это становится возможным в силу того, что наряду с непосредственным участием индивида в разнообразных практических формах чувственного опыта в обществе существуют специальные инструменты и системы эмоциональной подготовки индивидов к участию в культурной жизни, которые возникали вместе с человеком и обществом. Важнейшим из них является эстетическая деятельность человека, которая естественным образом появилась еще в антропогенезе в качестве изначальной формы становления дорациональных форм человеческого сознания как культурный способ вычленения человека из животного мира, а в последующем развитии общества как универсальное средство формирования любых социально значимых эмоций. Бесспорно, что ни один вид социальной активности невозможен вне его эстетического оформления. Эстетические процессы пронизывают собой все сферы социальной жизни, составляют неотъемлемый элемент не только интеллектуальной и духовно-практической деятельности, как это обычно принято думать, но и любого другого вида социальной деятельности, в том числе утилитарно-практической.

Эстетические процессы суть эмоциональные процессы. Их основу составляют особые знаки – иконические, то есть знаки-подобия, формально имитирующие реальные практические процессы и актуализирующие с помощью эмоциональной памяти культурный эмоциональный опыт индивида и общества. Главным инструментом эстетического воспитания эмоций является «эстетический образ», или образ «искусственно вызванной эмоции» [2]. Эстетические эмоции не являются врожденными, но образуются на основе преобразования последних в процессе обобщения практических процессов (утилитарные образы) и создания специфической знаковой системы их воспроизводства (эстетические образы). Эстетическая эмоция – это искусственно вызванная и сознательно смоделированная эмоция. Сущность эстетической деятельности состоит в преодолении эмоциональной заскорузлости и животно-эгоистической ограниченности индивида, в целенаправленном формировании и развитии у него сложных социальных чувств, а значит, и ценностного сознания личности с помощью искусственных (знаковых) средств.

Благодаря специально культивируемой обществом системе эстетических образов становится возможным эстетическое моделирование различных сфер социальной жизни. В процессе искусственного воспроизводства социальные эмоции неизбежно обобщаются, типизируются, очищаются от случайных, то есть не соответствующих характеру эмоции компонентов, приобретают особую привлекательность. Соответственно, создаются специализированные виды эстетической деятельности для искусственного моделирования самых разнообразных эмоционально насыщенных фрагментов социальной жизни и окружающей действительности с целью построения адекватной задачам общества системы эмоциональных оценок действительности. Важно подчеркнуть, что эстетическому моделированию подлежат любые виды эмоций, в том числе и религиозные, ощущение сверхъестественного. А это означает, что эстетическая деятельность по сути своей соответствует потребностям общества в воспитании социальных эмоций и тем самым является не только условием регулирования поведения людей в обществе, но и основой любого воспитания вообще. Известно, что эмоциональный опыт индивида гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Он формируется в результате целенаправленных усилий того или иного общества по организации адекватных культурным установкам и задачам общества коллективных форм деятельности и поведения людей. Эстетическая деятельность и эстетическая культура в целом как специализированная сфера искусственного возбуждения эмоций становится важнейшим социальным механизмом познания, отбора и культивирования, которые отвечают потребностям социального развития социальных форм чувственности.

Выделяют два смысла эстетической регуляции деятельности индивидов – узкий и широкий. Узкий, или собственно эстетический смысл, связан с профессиональным развитием эстетического сознания и навыков художественно-эстетической деятельности: усвоением азбуки эстетических знаков (эстетических образов и материала художественной деятельности) – «эстетических букв», «эстетической грамматики», основных форм существования модификаций «эстетического образа» (эстетических чувств, вкусов, идеалов, оценочных суждений), позволяющих сформировать «эстетический словарь», или «эстетический тезаурус» индивида, а также деятельные техники эстетического моделирования социально значимых чувств. В известной мере здесь будет справедливым утверждение, что «эстетика есть грамматика эстетических чувств».

29 Сен 2023 в 22:01. В рубриках: Философская антропология, философия культуры. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв