Просмотров 114

***

Первичные социальные нормы складывались в процессе стихийного эмоционально насыщенного имитирования целесообразно-удачных социально-производственных структур. Их образцовые схемы первоначально «осознавались» в повторяющихся формах коллективной имитационной деятельности и закреплялись в виде половых, а затем и пищевых «разрешений-запретов», которые в антропологии и культурологии принято именовать полинезийским словом «табу». Механизм тотального табуирования позволил первичным объединениям архантропов преодолеть и обуздать животный зоологический индивидуализм и трансформировать действие биологических инстинктов в социально значимые и нормативно закрепленные культурные формы – сценарии деятельности, связанные с удовлетворением собственно человеческих (то есть культурно оформленных, социальных) интересов. Коллективная императивность и общезначимость таких норм в процессе социо- и антропогенеза обусловливали их объективную принудительность и доминирование над частным индивидуальным зоологическим инстинктом.

Стихийно устанавливаемая регламентация всех сфер повседневной жизнедеятельности первичных коллективов сопровождалась неизбежным накоплением норм и со временем нашла свое дальнейшее оформление в виде обобщенного культурного сценария сложных повторяющихся видов коллективной целесообразной человеческой деятельности, который осознается людьми в виде комплекса детализированных правил социального поведения или ритуалов. Первичные формы совместной социокультурной деятельности людей выделялись из общего фона биологической жизнедеятельности своей целесообразной коллективной регламентацией и, соответственно, повышенной коллективной экспрессивностью и закреплялись в процессе имитации в ценностном общественном сознании посредством коллективных эмоциональных обобщений. Тем самым на основе биологических механизмов, в отсутствие рациональных форм познавательной деятельности, стихийно складывались первичные культурные формы социальной регламентации – коллективно принудительные эмоциональные режимы, объединяющие первичные сообщества предлюдей. Воспроизводство таких стихийно сложившихся стандартов коллективной деятельности неизбежно вело их к практическому обобщению и последующей схематизации, абстрактно закрепляемой в образах эстетической, знаково-символической, а с возникновением артикулируемой речи и в вербально-рациональной рефлексии. Поэтому вся социокультурная деятельность первичных человеческих коллективов была, по сути, тотально эмоционально регламентирована и ритуализирована. Из совокупности биологически ненаследуемых, но социально складывающихся ритуализированных форм культурной человеческой деятельности впоследствии кристаллизуются такие более сложные и обобщенные виды стихийной социальной регуляции, как обычай и традиция.

Обычай как более обобщенный, в сравнении с ритуалом, тип культурно-нормативной регуляции складывается на основе целостных, привычных образцов поведения. Термином «обычай» принято обозначать унаследованный стереотипный способ культурной деятельности, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Обычаи формируются в результате длительного и многократного повторения одних и тех же культурных сценариев деятельности в одном и том же сообществе. Принудительно-регулятивная функция обычая опирается на консервативность ценностно-практической организации культурной жизни людей, необходимость ее периодического воспроизводства и поддерживается коллективной силой общественного мнения.

Термин «обычай» часто отождествляется с терминами «традиция» и «обряд» («ритуал»). Однако традиции охватывают гораздо больший круг явлений и как способ социальной регуляции присущи всем культурам и всем сферам социальной жизни, тогда как сфера обычая ограничивается определенными областями общественной жизни. Ритуал же как социальный регулятор в сравнении с обычаем зрительно более конкретен и каноничен, непосредственно регламентирует процессуально значимую часть социальных действий, хотя также может быть символом определенных социальных отношений. Обязательность выполнения ритуала часто подкрепляется его сакрализацией и мифологизацией. В отличие от ритуала обычай по своему объему более широкое понятие и как социальный регулятор подчиняет себе целые сферы социальной жизни, охватывает целостную совокупность социокультурных действий, которая складывается из необходимого множества ритуалов.

Традиции – основной стихийный социальный регулятор первобытного и доклассового общества. Многочисленные традиции действуют в различных сферах общественной жизни. Однако и сейчас традиции не исчезли, присущи всем социокультурным системам, являются необходимым условием их функционирования.

С развитием производства и внедрением новых, более производительных орудий труда появляется возможность индивидуального ведения хозяйства, а вместе с ним появляется частная собственность и эксплуатация. Общество структурно и культурно усложняется, разделяется на классы, в его состав включаются различные этнические группы. Общество становится неоднородным, конфликты интересов обостряются, традиционное регулирование утрачивает всеобщий характер. В массовом обществе мелочный контроль людей за соблюдением культурных норм становится невозможным. В новых исторических условиях традиционное регулирование оказывается неспособным адекватно охватить все сообщества людей. Более того, конфликты традиций различных этнических групп и социальных общностей людей становятся источником культурных конфликтов. В ответ на новые потребности социокультурного развития на основе действующих традиций оформляются новые институционально организованные социальные регуляторы, соответствующие основным сферам деятельности людей в обществе. К таким важнейшим и всеобщим социальным регуляторам, которые затрагивают поведение каждого члена общества, относятся, прежде всего, экономика, политика, право, мораль, религия, искусство, наука, воспитание, образование, а в современном обществе СМИ и средства социальной коммуникации и др.

Существование институциональной регуляции, по утверждению Э. Дюркгейма, связано с социальной дифференциацией и стратификацией общества, появлением органов организации и принуждения, реализующих свои функции на основе социальных норм, в которых выражены в основном потребности и интересы подавляющего большинства граждан общества, нуждающихся в организации и управлении, установлении определенного порядка, так как в противном случае общество и люди подвергаются действию деструктивных сил и событий, ведущих к аномии и хаосу [1, с. 9–10].

Напомним, что главная функция социального регулятора состоит в обозначении основного вектора развития общества, его целевых ориентиров, ведущих национальных интересов. Для достижения намеченных целей общество нуждается в согласовании совместной деятельности индивидов и определении способов разрешения социальных конфликтов. А с учетом того, что деятельность индивидов определяется их интересами, социальная регуляция, по существу, сводится к формированию нужных обществу интересов и манипулированию уже имеющимися интересами людей.

Напомним также, что структура интереса представляет собой единство образа-представления вещи (события) и эмоции (оценки), указывающей на аксиологическую значимость данной вещи (события) в жизни индивида и общества. Поэтому можно утверждать, что социальная регуляция – это преимущественно эмоциональная регуляция, установление культурно оправданного эмоционального режима в данном сообществе посредством воспитания необходимых социальных эмоций, стимулов социальной активности у людей.

29 Сен 2023 в 22:01. В рубриках: Философская антропология, философия культуры. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв