Просмотров 114

* * *

Ведущим социальным регулятором является экономическая сфера общества, функциональная задача которой – формировать утилитарно-прагматические образы-интересы (целесообразности, эффективности, предвкушения успеха, выгоды или ущерба, пользы или вреда и т. п.), обеспечивающие устойчивое воспроизводство образа жизни людей. В современном обществе массового товарного производства главной задачей экономического социального регулятора является формирование потребительского спроса (потребительских интересов) и, как, впрочем, и его негативный результат, потребительского отношения к жизни, идеальным образом которого является не знающий пределов своего насыщения индивидуалист, «человек-потребитель». Эгоистически ориентированный потребитель склонен видеть основную цель своей жизни исключительно в потреблении, фетишизирует его, придает избыточную значимость количеству и умозрительной престижности потребляемых вещей. В потребительстве отсутствует мера, оно лишено духовности, сопровождается пагубной зависимостью, ониономанией, моральной деградацией индивидов. Накопительство является закономерным уродливым следствием преувеличения роли экономических стимулов в регулировании деятельности людей.

В классовом обществе экономическая деятельность тесно связана с политико-правовым устройством общества и регулируется существующими в обществе нормативно-правовыми формами собственности, обмена, распределения и разделения труда. Их принятие и соблюдение контролируются государством, которое предусматривает санкции за нарушение норм экономической деятельности.

Политика регулирует конфликты интересов и, соответственно, отношения людей преимущественно средствами организованного насилия. Политика не всегда была в истории общества и, вероятно, не всегда будет. История свидетельствует, что политическое управление присуще классово-антагонистическим обществам, в которых одна часть людей (меньшинство) на основе частной собственности может присваивать труд и отчужденные от работника результаты труда большей части людей. С помощью насильственного принуждения либо угрозы применения насилия политика позволяет меньшинству распоряжаться судьбами большинства. Суть современной политики в перераспределении ресурсов и создаваемого общественного богатства с помощью власти и правовых норм в пользу немногих людей, меньшинства. С этой целью создается основной инструмент политики – государственная машина, посредством которой «меньшинство угнетает большинство с помощью и за счет большинства» (Ф. Энгельс). Причем независимо от устройства государственной машины – монархии (власть, передаваемая по наследству) или демократии (избираемая и сменяемая власть) – ее главная функция состоит в обеспечении доминирования интересов меньшинства на определенной территории и среди проживающей на этой территории общности людей.

Как известно, люди живут не в одиночку, а в различных объединениях (общностях). Социальная общность – это совокупность людей, объединенных общим интересом, семья, например. Общий интерес следует отличать от одинакового интереса. Общие интересы реализуются в совместной деятельности людей, тогда как одинаковые, такие как съесть яблоко, например, удовлетворяются индивидом самостоятельно.

С политической точки зрения государство также является общностью людей, объединением граждан, но в отличие от государственной машины (аппарата реализации власти и принуждения) государство как совокупность граждан представляет собой насильственно созданную и насильственно сохраняемую общность людей. Суть насилия или власти состоит в принуждении большинства граждан к асимметричному (управляющий – управляемый) разрешению конфликтов интересов в сторону удовлетворения интересов меньшинства. Историческим исключением из этого правила является революционный опыт строительства и существования социалистического типа государства, которое создается и функционирует в интересах большинства и конечной целью которого является уничтожение эксплуатации и самого государства.

Нормы политической деятельности оформляются в системе права и получают статус социального закона (декрета, указа, распоряжения, инструкции и т. п.), исполнение которого поддерживается системой наказания. Содержание норм права обсуждается политиками и закрепляется в юридических законах, обеспечивающих приоритет интересов доминирующих в обществе классовых групп. Подчинение закону, реальное осуществление (исполнение) законов называют правопорядком. Соблюдение норм права связано с наличием в сознании людей правовых представлений и соответствующих навыков (привычек, стереотипов) административно-правового способа разрешения конфликтов. Совокупность представлений о праве называют правосознанием, в котором выделяются обыденный (бытовой) и теоретический (профессиональный) уровни. В известной степени можно сказать, что государство виртуально существует в головах людей в виде правовых представлений. Их личное одобрение и соблюдение индивидами ведет к устойчивому воспроизводству формы государства, а отказ от их выполнения сопровождается его разрушением. Выполнение норм права часто основано на страхе наказания и принудительно обеспечивается силой государственной машины.

Тем не менее исторический опыт показывает, что одним насилием невозможно длительное время регулировать социальные отношения людей. Политические и правовые нормы нуждаются в дополнительном аксиологическом подкреплении (ценностном одобрении), то есть в опоре на внешние и, особенно в начале человеческой истории, на сверхъестественные религиозные авторитеты, устанавливающие посредством заповедей требуемый эмоциональный режим. Не случайно на ранних этапах становления государства верховный правитель для укрепления своей власти стремился обосновать свой статус сверхъестественным происхождением, якобы дающим ему сакральное всемогущество и, в силу этого, противопоставляющим остальным людям и наделяющим его божественными полномочиями. Соответственно, посредством таинства сверхъестественного происхождения кодексов норм и заповедей происходит сакрализация политической власти, придание ей жреческих функций.

29 Сен 2023 в 22:01. В рубриках: Философская антропология, философия культуры. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв