Просмотров 160

Теория возникновения понятия интертекстуальности поясняет первоочередность рассмотрения структурно-семиотического подхода, который основывается на эстетике постмодернизма и философско-культурологических направлениях структурализма и постструктурализма. Основные положения данного подхода были изложены в трудах Ю. Кристевой, Ж. Женетта, Р. Барта. К слову, Ю. Кристева трансформировала идеи М. Бахтина. Сущность такой трансформации в контексте философии постструктурализма и эстетики постмодернизма заключалась в следующем: «Антропоцентрический подход М. Бахтина к пониманию сущности межтекстового взаимодействия как диалога сознаний заменен текстоцентрическим подходом, где на смену автору, творцу приходит Текст» [8, с. 106]. Именно эта идея позволила Р. Барту говорить о «смерти автора» [2].

Р. Барт наделяет текст свойством субъективности. Исходя из этого, философ утверждает, что текст существует сам по себе, диалогизирует с другими текстами и не является продуктом авторского творчества. Эта же идея обосновывается в работах Ю. Кристевой: «Она определяет интертекстуальность как широкое поле знаковых систем, семиотических практик и текстовых организаций, отсылающее к тому способу, с помощью которого „текст читает историю и вписывается в нее”» [8, с. 38].

Интерсубъективность М. Бахтина сменилась интертекстуальностью Ю. Кристевой. Размышления Ю. Кристевой и Р. Барта о теории интертекстуальности носили сходные черты. В их работах прослеживается идея о том, что каждый текст состоит из множества предшествующих текстов, цитат, мозаик цитаций. В частности, Р. Барт утверждал, что в текстах нет единого смыслового центра, и допускал множественность интерпретаций текстов. Ответом на эту мысль были работы Ж. Деррида, который опровергал его идею и утверждал, что всякий текст повествует собственную историю, никак не связанную с автором или адресатом.

Р. Барт и Ю. Кристева дали широкое понимание концепта «интертекстуальность». В узком понимании в контексте структурного подхода интертекстуальность рассматривается в трудах Ж. Женетта [6], который за основу взял идеи русского формализма как первой модели структуразлизма. Ж. Женетт вводит понятие «транстекстуальность», которое рассматривает на примере литературы. Он утверждает, что литературу структурно можно изучать изнутри (т. е. отношения между литературными произведениями) и снаружи (т. е. отношения между литературными произведениями и произведениями культуры). Интертекстуальность он рассматривает как транстекстовое отношение. Ж. Женетт выводит типы транстекстовых отношений:

– интертекстуальность как эксплицитные следы присутствия одного текста в другом;

– паратекстуальность как отношения между собственно текстом и заголовком, эпиграфом, предисловием, послесловием;

– метатекстуальность как комментарий к тексту;

– архитекстуальность как межжанровое взаимодействие;

– гипертекстуальность (транстекстуальность) как объединение всех форм транстекстовых связей [Там же].

Необходимо отметить, что данная типология весьма условна.

С позиций структурно-семиотического подхода интертекстуальность изучал Ю. Лотман, который усмотрел «текст в тексте». Ученый в своей концепции соединил структурно-семиотический подход с антропоцентрическим принципом диалогизма М. Бахтина.

08 Мар 2023 в 20:29. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв