Просмотров 219

Проблема художественного образа человека в искусстве и культуре XX века – основное направление в исследованиях И. Стафа, А. Урбана. Изучением причин и последствий изменения сознания человека в социокультурном пространстве информационной цивилизации посвящают свои работы Д. Кларк, Х. Ортега-и-Гассет, Т. Уилсон, Р. Эйкерт. Нарастающая сила потока информационного обмена породила новый тип культуры – информационную культуру, которая ведет к формированию виртуальных сообществ людей, не ограничиваясь пространственными рамками. Кроме того, для социокультурного пространства информационного общества характерно информационно-технологическое направление культуры постмодерна с его особым отношением к смыслу, традиций и игры.

Искусство, как известно, расщепляет действительность на мелкие элементы – образы отражения. Собственно говоря, искусство мыслит образами. Связано это с тем, что художник далеко не всегда творит по законам логики, его мышление ассоциативное, эмоционально насыщенное. В его представлении сначала рождается некая идеальная модель того духовного содержания, которую он хочет вложить в создаваемое произведение. Получив образную структуру, а позже реализовавшись в материальной форме, рождается произведение искусства [6, с. 98]. Несмотря на то, что источником образного воплощения в искусстве выступает окружающий мир, нельзя сказать, что получается точная копия реальности. В художественном образе действительность преображается. Это связано с особенностями творческого процесса. «Именно в творчестве происходит не только открытие новых смыслов, но и создание новых слов, новых, совершенно необычных связей, которые уже затем становятся основой для творчества в пространстве цивилизации. Без хождения в культуру невозможно рождение новых идей в науке и технологии. Цивилизация постоянно воспроизводит разрыв между целью и результатом, между словом и делом. В эту пропасть очень часто проваливаются лучшие цивилизационные проекты» [3, с. 210]. Соединение в художественном образе субъективных и объективных элементов связано не только с деятельностью художника, но и с особенностями зрительного восприятия, когда реципиент как бы воспроизводит в своем сознании то, что заключено в художественном произведении, и одновременно протекает процесс сотворчества. Тот или иной художественный образ находит отклик в сознании зрителя благодаря своей способности к типизации, то есть того явления или фона жизни, который приобретает обобщающее значение в конкретном его воплощении. Поэтому художественный образ – это еще и единство обобщенного и индивидуального. Художник выступает чутким наблюдателем действительности, для того чтобы найти тот тип, который выразит суть интересующих его явлений и раскроет художественный замысел произведения искусства. Причем, как считает В. Грехнев, «как бы максимально ни приближалось искусство к границе, отделяющей мир искусства от мира реального, как бы ни пытались оно стереть эту границу, все же полное отождествление этих миров в искусстве немыслимо» [2, с. 200]. Такое понимание художественного образа стало традиционным. Однако мы считаем, что необходимо представить и другую точку зрения на проблему художественного образа. Так, М. Хайдеггер отмечает путь искусства не через вещь к творению, а через процесс творения.

02 Окт 2017 в 14:00. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв