Просмотров 275

Подчеркнем, что в центре всей авангардной новоевропейской культуры располагалась главная фигура – человек. К середине XIX века образ человека был превалирующим в художественных произведениях. Искусство художника состоит в том, чтобы увидеть образ ранее других, увидеть четко, ярко, как это получилось у создателя образа «тургеневских женщин». Даже Л. Толстой, будучи сам великим мастером художественных образов, своеобразно оценил прозорливость И. Тургенева. «Образ и рождается в воображении художника, вызревает там, вынашивается и, благодаря воплощению в произведении искусства, переносится в воображение зрителя, слушателя» [11, с. 767]. На наш взгляд, с этим связана следующая закономерность: книга, журнал или любое другое печатное издание, электронные носители информации, искусства, принадлежащие к такому виду, как художественная литература, выступают как генераторы художественной реальности только в том случае, если тот, кто их читает, слушает и воспринимает. Художественная реальность, созданная сознанием автора произведения, еще и достраивается сознанием читателя. Художественная реальность является самостоятельной реальностью: она отличается от объективной реальности, хотя и не отделяется от нее целиком.

Приняв во внимание, что основным элементом художественной реальности выступает художественный образ, можно выделить следующие виды художественных образов: образы, стремящиеся полностью отразить действительность; образы, которые частично отражают реальность; образы, сначала не похожие на реальность, конструируемые вразрез с ней. Создание реальности с определенными характеристиками в пределах определенного жанра выступает как одно из требований, предъявляемых к автору произведения. Даже если в художественном произведении действуют «реальные личности», все-таки это только сближение с объективной действительностью, поскольку в произведении создается художественный образ этой личности. Например, в биографическом произведении автор акцентирует внимание на одних эпизодах, опускает другие, подчеркивает определенные черты характера героя, оценивает его окружение. В результате художественный образ никогда не соответствует действительности полностью. В своем понимании художественного образа исследователь Н. Мартишина считает, что «литературный художественный образ достраивает реальность… выделяет суть в чистом виде и прогнозирует дальнейшее развитие тенденций, становится основой обособления таких литературных жанров, как утопия и антиутопия» [5, с. 10].

02 Окт 2017 в 14:00. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв