Просмотров 273

Современное искусство стремится спровоцировать интеллектуальное соучастие зрителя, разбудить обыденное сознание, предлагая радикально новый опыт осмысления мира. Еще в 20 – 30-х годах XX века немецкий скульптор Э. Барлах обозначил контуры будущего бытия человечества, образ человека современного общества. Можно сказать точно: он изображает судьбу, которую несет в современную ему эпоху человеческое в человеке. На наш взгляд, работы этого художника несут особый смысл и в формировании художественного образа современного нам человека. Например, Э. Барлах воспроизводил человека в рядах однотипных или одномотивных фигур, которые в своей совокупности указывали на человека как носителя человечности и как жертву бесчеловечности. Предметом искусства стал человек в его существенности и в его борьбе. На территории искусства впервые испытываются приемы глобального взаимодействия, которые затем начинают широко внедряться в практику социального активизма в обществе. Отношения коммуникации становятся формами искусства, а эти формы, в свою очередь, моделируют и инициируют новые социальные отношения, новую социальность. В своих новых формах произведение искусства становится не только объектом рефлексии, но также формой и местом рефлексии. Тем самым возрастает значение искусства для полного философского осмысления первопричин, сути и последствий социальных взаимодействий.

По мнению ряда исследователей (например, Е. Ткача), «в современном искусстве содержится и усиливается потенциал, способный усилить собой постмодернистский философский дискурс» [8, с. 24]. Для постмодерниста «интеллектуальные игры» и релятивистский ригоризм прекрасно уживаются с вписанными в социальные иерархии, рациональные конвенции и другие «правила игры». Современное искусство, которое часто обозначают также термином «актуальное», чтобы подчеркнуть его нетрадиционный, экспериментально-новаторский характер, имеет мощный потенциал культурной критики.

Сегодня критическая функция искусства осуществляется через поиск и представление возможных моделей поведения и сосуществования с целью сохранения личностной и групповой идентичности. Возрастает роль художника в борьбе за толерантный, справедливый и мультикультурный социум, что противостоит корпоративной модели глобализации. «Сегодня, – пишет Л. Ферри, – произведение искусства является наиболее законченным выражением личности автора. Даже когда оно стремится выразить реальность, которая, как в абстрактном искусстве, непосредственно не связана с автором, требование оригинальности остается основным… Культ нового и радикально оригинального оказывает большое влияние на современное искусство, в котором прекрасное не должно быть открыто, если бы оно уже существовало в объективном мире» [Цит. по: 10, с. 226]. Л. Ферри отмечает, что кризисные явления в современном искусстве связаны с внутренними противоречиями, порождаемые идеей абсолютной новации. Жест разрыва с традицией и создание абсолютно нового в конце концов становится традицией. «Субверсивные образы, поражающие историю авангарда, больше не удивляют. Они стали банальными и демократизировались до такой степени, что помещаются в музее наряду с классическими произведениями» [Там же, с. 255].

02 Окт 2017 в 14:00. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв