Просмотров 67

Все это свидетельствует, что дорога к подлинному счастью довольно сложная, но человек, как правило, живет с надеждой, что эту дорогу осилит идущий. На этом пути много проблемных ситуаций. Одна из них свидетельствует о необходимости перевода «стрелки» с представления о счастье в его операциональное понятие, раскрывающее сущность счастья, не довольствуясь формой проявления данного феномена.

Любое слово от термина до понятия несет определенную печать ограничения на уровне оформления чувственного познания объекта внимания, где объект находится в состоянии развития, подтверждая прописную истину о том, что «в одну и ту же реку нельзя войти дважды» (Гераклит). Образ – это уже нечто выхваченное из контекста развития с претензией на доминанту формы. Образ мысли в статусе идеи прерывает пульс и включает механизм оформления идеи на уровне застывшего прошлого, связь которого с жизненным смыслом идеи скорее условна, чем безусловна. Как тут не вспомнить Ф. И. Тютчева о том, что «мысль изреченная, есть ложь». В этой метафоре есть своя истина, указывающая на приоритет формы, а не содержания.

Уже на уровне чувственного познания заложены истоки амбивалентности, феномен которой усиливается в условиях перехода от чувственного уровня к рациональному, где термин представления после соответствующих манипуляций обретает статус понятия с претензией на саморазвитие [1]. Переход от представления к понятию таит в себе проблемную ситуацию амбивалентности, которую надо принимать как нечто уже существующее в отношениях Субъекта к Объекту, а не привнесенное извне. Стало быть, стратегию и тактику профилактики амбивалентности нужно выстраивать с учетом того, что амбивалентность – это «сила» вероятных противоположностей, основу которой составляют чувства симпатии или антипатии, удовольствия или неудовлетворенности человека.

Если исключить из жизни человека совесть, честь, долг, то от человека останется только биологический организм, демонстрирующий волю к жизни через обмен веществ с окружающей средой. Это будет жизнь животного с ориентиром на удовлетворение только витальных потребностей. Включите личность в негативную среду, и она скоро продемонстрирует обратную связь в диапазоне от протеста до адаптации этой среды [2].

Эллинизм как кризисное общество первого переходного периода становления европейской цивилизации актуализировал вопрос о статусе личности в обществе, проложив путь к освобождению человека через теологический дискурс. Религиозная власть авторитета обеспечила духовные скрепы общества. Мораль общества сделала индивиду прививку человечности и ответственности за свои деяния. Она внесла свой вклад в профилактику биологического инстинкта к самосохранению. Метафизике ужаса уже не столько противопоставляется мораль общества, сколько отношение человека к миру с полной мерой его ответственности перед Богом (см.: Августин, А. О граде Божием). Это проблемы власти авторитета‚ где доминировало просвещение, просветление человеческой души, которое обеспечивало формирование теологического мировоззрения и соответствующую шкалу ценностных ориентиров личности Средневековья.

09 Дек 2019 в 11:02. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв