Просмотров 82
Жизнедеятельность людей как способ их существования является базовым основанием функционирования всех сфер общественного производства. Поскольку люди творят свою историю, постольку и исторический процесс носит творческий характер, не исключающий тех обстоятельств, которые заявляют о себе как исторический вызов. Последний ждет (требует) добротного ответа (см.: А. Тойнби). Этот ответ, как правило, обеспечивается единством объективных условий и заинтересованного субъективного фактора.
Власть авторитета в своем становлении и развитии прошла длительный период, вызывая к жизни проблемы и решая их с учетом своих возможностей. Последующая дифференциация общества и усложнение сфер общественного производства актуализировали проблему системы общественных координат. Исчерпав свой потенциал, власть авторитета уступает место авторитету власти. Таковым выступает государство (см.: Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо). Как социальный институт, государство располагает своей историей становления и развития. Его история изобилует не только достоинствами, но и недостатками. Недостатки (погрешности) государства обусловили появление гражданского общества.
Этот феномен первоначально заявил о себе как оппонент государства, своеобразный доктор, демонстрирующий способности врачевать государственные недомогания, и в первую очередь ахиллесову пяту государства – бюрократию. Из системы надлежащего обеспечения жизнедеятельности общества и человека в этом обществе бюрократия легко трансформируется в систему самообеспечения в условиях встречи субъектов разной весовой категории: юридического уполномоченного лица и физического лица, просителя и страдальца.
Гражданское общество – это ассоциация свободных и независимых людей с ориентиром на осуществление своих интересов (потребностей), осознающих, что их личная (частная) жизнь протекают в лоне общественной (публичной) жизни с ее мерой (нормой) отношений, с ее радостями и горестями. Стержнем гражданского общества выступает средний класс, но его положительная сущность может и не состояться без соответствующей идеологии [6]. И тогда формируется квазигражданское общество как социальная база пятой колонны.
Претендуя на идеал в декларациях, идеология может оказаться идолом в реальной действительности того политического режима, который, обеспечивая в системе общественных координат вертикаль власти, преследует свои сомнительные цели. Поскольку идеология через соответствующие социальные институты формирует мировоззрение людей, она всегда остается объектом особого внимания как ее защитников, так и ее оппонентов (противников).
Гражданское общество не является субъектом политической системы. Это одна из основных составляющих политической организации общества, которая способна сыграть роль не только позитивного фактора общественного развития, но и своеобразного троянского коня, когда из дружественного оппонента, партнера, лечащего врача, в силу своего аморфного состояния, гражданское общество может оказаться источником опасности для существующего политического строя.
09 Дек 2019 в 11:02. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.