Просмотров 81
ХIХ век, освободившись от доминирующей роли религии, сместил акценты. Эпоха индустриальной цивилизации отредактировала рассмотрение мировоззренческого вопроса, стержнем которого выступают ценностные ориентиры. Это стало прерогативой уже не власти авторитета Церкви, а авторитета власти в лице государства. Решение мировоззренческого вопроса перешло из теологической области в сферу социальных отношений. Мировоззренческий вопрос обретает статус идеологии как системы взглядов и установок человека на осуществление определенной идеи. Базовым основанием идеологии является Идея с ее возможностью трансформации в Идеал с ориентиром на осуществление Добра и Красоты или в Идола с ориентиром на торжество зла и безобразности [3].
Уже английский мыслитель Т. Гоббс обратил внимание на амбивалентность слова, особенно если его истоки уходят в метафизику, исключающую измерение и даже наблюдение. Мыслитель в качестве профилактики амбивалентности и предложил концепцию конвенционализма в договоре двух сторон, но практика показала, что эта концепция не гарантирует паритет сторон, не обеспечивает пролонгацию дружественных отношений, а посему обретает статус всего лишь декларации.
Общество, как свидетельствует история европейской цивилизации, не стоит на месте. В своем становлении и развитии оно пережило три переходных периода: эллинизм, Ренессанс и нынешний постмодерн. Каждый период проходит по реестру исторического вызова, суть которого заключается в угасании старой шкалы ценностных ориентиров и отсутствии новой желаемой. В результате обыватель находится в трансе, свидетельствующем о потере способности искать выход из тупика. Кризис сознания возрождает принцип жизни «здесь и только сейчас». Это не жизнь, а выживание. Один затаился, другой стал заложником аномалий, третий изъявил желание прислуживать миру сильных. Исключение составляют только те, кто готов служить Общему делу поиска той Идеи, которая может составить основание добротного, достойного ответа определенному историческому вызову.
Нужна новая шкала ценностных ориентиров в условиях нынешнего постмодерна, переходного периода от индустриальной цивилизации к постиндустриальной. Этот переход должен заставить обывателя остановиться, оглянуться и воспроизвести кантовские вопросы: что есть мир; что я должен делать в этом мире; на что смею надеяться и что я есть как человек нового мира. Это и будет первый шаг в поисках выхода из кризисного состояния современного общества. За ним последуют конструктивные изменения в системе общественного сознания, что, в свою очередь, вызовет изменения структуры отдельных форм сознания на уровне их культуры, языка, института деятельности и самой деятельности в системе соответствующих отношений. Бесспорно, на это потребуется определенное время, существенные средства и незаурядные интегративные усилия человеческого ресурса, о чем свидетельствует история эллинизма и Ренессанса. В нашем случае не стоит уповать на появление легендарной личности, способной очистить авгиевы конюшни. Это Общее дело всех, кто оказался в условиях современности (Конфуций).
09 Дек 2019 в 11:02. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.