Просмотров 273

Заглянем в глубины эволюции тысячелетней истории формирования архетипической чувственности как основополагающего родового механизма генезиса коммуникативных отношений, складывающихся между человеком и природной средой. Первобытный человек в процессе адаптивно-преобразовательной деятельности постепенно начинает извлекать и «отбирать» некие природные сигналы (звуки воды, пение птиц, голоса животных и т. п.), оперируя которыми осуществляет примитивные формы коммуникации. Интонация как сигнал, присутствующая в звучащих проявлениях живой природы, обеспечивает функционирование биологической адаптивно-рефлекторной среды человека. Эти сигналы становятся источниками, с одной стороны, звукоподражательной деятельности человека, впоследствии ставшей основой живого музыкального интонирования, а с другой – знаковой фиксации человеческой праисторической эмоции, «молекулы» архетипической чувственности, впоследствии ставшей основанием музыкального языка. Таким образом, природные сигналы обусловливают коммуникационные отношения и способствуют появлению, с одной стороны, собственно музыкального звука, который изначально существует в живом человеческом интонировании, т. е. звучании голоса. Человек извлекает звуки природы и начинает им подражать, воспроизводить подобные интонации, тем самым выражая собственные чувства и переживания. С другой же стороны, природные сигналы становятся источником знаковой фиксации музыкальных звуков, основой музыкального языка. Именно человеческий голос является основой формирования музыкальной интонации и музыкальной знаковости в целом.

Праисторическая эмоция в процессе человеческой истории социализируется и рационализируется, она становится «культурной». А те основания, которые непосредственно связаны с человеческой чувственностью (боль, печаль, радость и др.), не исчезают из нее, а, наоборот, становятся ее архетипами и обеспечивают ее универсальный характер. Универсальность и всеобщность эмоции воспринимается сознанием любого человека уже на уровне архетипического символа, определяющего понимание и «узнавание» различных музыкальных интонаций. Архетипическая чувственность фиксируется в праисторической эмоции, а объективируется посредством родового знака. Именно родовой знак на самом фундаментальном уровне обеспечивает процедуру фиксации и восприятия музыки человеком и, в конечном счёте, ее понимания. Иными словами, родовой знак является как бы заместителем архетипической чувственности в социальных коммуникациях, её неразрушаемым ядром. Он играет роль объективного знака, транслирующего родовую информацию и музыкальную символику. Это положение и обусловливает генезис феномена музыкального языка.

14 Окт 2016 в 19:26. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв