Просмотров 273

При этом следует обратить внимание еще на одно понятие, довольно близкое по механизму бытования к «этосу», – понятие «эстезис». Речь идет о чувственном восприятии красоты музыки и мира в целом, о переживании человеком упорядоченности и гармонии Космоса в звуках мелодии. Первоначально можно встретить упоминание об аффектах или эмоциях, воплощенных в определенных музыкальных интонациях. И восточная философия музыки, и древнегреческая указывали на аффективно-эстетический момент бытийствования музыки. Чувственное восприятие музыкально-прекрасного неразрывно связано с этосно-мелосными механизмами музыкальной знаковости. Символика музыкального языка указывает на душевно-эмоциональную окраску музыкальных интонаций и звуковых соотношений. Красота как отражение числовой упорядоченности пронизывает музыкально-звуковое целое снизу доверху, обобщаясь сиянием прекрасного цельного образа. Чувственное восприятие и постижение красоты музыки,прежде всего, воспитывает у человека лучшие качества характера, отсюда – неразрывная взаимосвязь эстезиса, мелоса и этоса как единых онтологических оснований бытийствования музыкального, которые обусловливают всю культурно-родовую эволюцию музыкальной знаковости.

Следующий важный компонент в рассмотрении онтологических оснований музыкальной знаковости – «логос». Это достаточно многогранное понятие, которое имеет свою историю и особую философскую интерпретацию, но нас в данном контексте интересует именно музыкальный логос как онтологическая структура, закон, лежащий в основе музыкального построения. Логос может пониматься также и как слово, речь, и как смысл, суждение, выражающее определенную последовательность развертывания музыкальной мысли. В свете философии Гераклитова космического Логоса мир есть гармоничное единое целое. Внутри этого всеединства «всё течёт», вещи и даже субстанции перетекают друг в друга согласно ритму взаимоперехода и законосообразности. Но Логос остается равным себе. То есть картина мира, описанная Гераклитом, будучи динамичной, сохраняет стабильность и гармонию. И эта стабильность сохраняется в Логосе. Согласно А. Ф. Лосеву, логос рассматривается как абстрактный смысл, метод соединения отдельных моментов картины, некая логическая или даже математическая конструкция.  Логос относится к сфере мысли, это метод сопряжения смыслов, говорит Лосев. «Логос никогда не может, по самой своей сущности, отражать цельную действительность. Он есть лишь способ рассмотрения цельной действительности, метод объединения ее смысловых элементов» [2, с. 438]. Логос есть постулируемый нашим сознанием метод связи смыслов внутри музыкального эйдоса. Другими словами, логос есть смысл чистого смысла вещи или, как говорит А. Ф. Лосев: «Если эйдос – сущность предмета, то логос – сущность эйдоса, абстрактное задание, воплощающееся в эйдосе» [Там же, с. 428]. Отсюда логос может пониматься как логически упорядоченная, математически выразимая, строгая иерархия, которая в своем построении упорядочивает и составляет основу музыкальной структуры как смысл, как число.

14 Окт 2016 в 19:26. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв