Просмотров 273

Поскольку праисторическая эмоция обладает родовой всеобщностью, постольку связанная с ней интонация обретает универсальную устойчивость и узнаваемость, отсюда – интонация становится символом эмоции. Таким образом, эмоция выражается уже в музыкальной интонации и воспринимается через неё. Музыкальная интонация является фундаментом онтологии музыкального, а интонирование есть способ бытия музыкального, так как интонация существует как перевод музыкального звучания во время. Интонация, фиксированная во времени, становится звуковым знаком, который схватывает и воспроизводит тип субъективных отношений, их чувственное качество и коммуникативное значение. Музыкальная интонация, беря начало в архетипической чувственности, не утрачивая её в ходе исторической эволюции, обладает высокой степенью концентрированного смысла, она сворачивает в себя всю человеческую культуру, становится знаково-символической структурой. «В отличие от интонации речевой, которая усиливает смыслосодержание слова, его понятийную наполненность, интонация музыкальная есть одновременно само это смыслосодержание» [1, с. 112 – 113]. Итак, можно утверждать, что музыкальная интонация является носителем архетипической чувственности и, одновременно, ее родовым знаком. Именно родовой знак, по сути, является антропоморфной фундаментальной основой всей символики музыкального языка как системы знаков. Далее очень кратко проанализируем процесс исторически-эволюционного становления музыкальной знаковости в ее онтологической обусловленности.

Данные истории, этнографии и антропологии указывают на то, что изначально музыка самым тесным образом была связана с осмыслением Космоса и его строения. Музыкальный порядок ощущался человеком как некое орудие или некий инструмент для познания космического порядка, и даже более того: как средство поддержания этого порядка и преодоления хаоса. Практически во всех великих культурах древности – в Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Греции – музыкальные звукоряды понимались как коды классификационных рядов Универсума. До сих пор находящиеся в употреблении семиступенные и пятиступенные звукоряды есть не что иное, как звуковысотная классификация семи астрологических планет и пяти первоэлементов. Однако в древности за каждым звуком звукоряда стоял целый ряд предметов и явлений, объединенных связью с этим звуком. В этот ряд помимо планет и первоэлементов могли входить минералы, растения, животные, времена суток, времена года, стороны света, цвета, части человеческого тела, внутренние органы и многое, многое другое. Таким образом, можно утверждать, что музыкальный звукоряд выступал изначально как первичный фактор упорядочения мира, как классификационный код, практически во всех традиционных культурах древности различные понятия звукоряда и мелодической модели связаны с понятием порядка.

14 Окт 2016 в 19:26. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв