Просмотров 273

Известно, что музыка представляет собой строго выверенную числовую структуру, смысл которой определяется гармоничным единством ее структурных элементов с этико-эстетическим характером переживаний человека. С числами связано проявление в музыке таких важнейших общеэстетических категорий, как мера, ритм, пропорциональность, симметрия. Музыкальное произведение есть сложнейшая система числовых соотношений, как бы звуковая структура наивысшего порядка, где красота целого реализуется через согласование множества иерархически расположенных уровней, в каждом из которых соответствующие эстетические качества оказываются отражением в чувственном восприятии слившегося в единое целое комплекса закономерных числовых отношений. Число понимается как особого рода структура, абстрактная, бестелесная, идеальная форма, обусловливающая структурируемость пространственно-временного континуума музыки и оформление ее знаковости. Число по своей сути очень близко по смыслу к логосу, но все же следует их разграничить. Если логос мы понимаем как упорядоченную строгую иерархию смыслов, то число является формой структурирования и воплощения этих смыслов. В соответствии с неоплатонической философией Лосев считает, что реальной вещи соответствует её вечный «эйдос» или смысл. А онтологически «глубже» эйдоса, как его «остов», находится число как некая архитектурно-геометрическая конструкция. Число есть конструкция, свободная от какой бы то ни было предметности и вещественности, конструкция, которая становится эйдосом музыки, её невыразимой и неназываемой сущностью. Поэтому Лосев говорит о музыке как об алогическом становлении числа, его жизни во времени [Там же, с. 639]. Таким образом, музыка есть жизнь и становление числа во времени, выраженные в звучании. Поэтому сущность музыкального числа проявляется во всех структурных элементах музыкального языка, поскольку они имеют числовую природу (ритм, пропорции, формы, синтаксис, гармонические и мелодические структуры, тембры, уровень громкости), а также категориях становления и эстетического выражения.

Можно утверждать, что специфика музыкального логоса состоит в его образной чувственно-звуковой форме выражения и соответственно в художественно-интуитивном методе адекватного его восприятия (передачи). Смысловая субстанция музыки предполагает, прежде всего, слаженность и упорядоченность элементов, постигаемая как ее эстетическая истина. Однако как истина, так и логика музыки погружены в эмоционально-чувственное и являются истиной и логикой красоты эстетического удовлетворения как одного из аспектов объективации духовного начала. Иными словами, музыкальный логос погружен в этос и эстезис, в неразрывной связи находится с мелосом и числом. Итак, о музыкальном логосе невозможно говорить, не опираясь на математические структуры, которые в музыке определяют ее структурно-логические характеристики, а значит – музыкальный язык.

14 Окт 2016 в 19:26. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв