Просмотров 273

В разных культурах Древнего мира сформировались различные знаково-символические системы, упорядочивающие Универсум, но их объединяет единство музыкального звуковысотного структурирования и человеческой эмоции. Иными словами, формирование музыкальной знаковости неразрывно связано с человеческой душой и эмоцией. Данные представления уже имеют место в древнегреческих трактатах философов (Пифагора, Платона, Аристотеля, Аристоксена, Птолемея и др.), а также в некоторых древневосточных памятниках культуры, например, в «Люйши чуньцю» (Китай) и «Сама-веда» (Индия). Проанализировав особенности формирования музыкальной традиции Востока, можно отметить, что музыка и ее знаково-символическая система является способом упорядочения как человеческой натуры и сообщества людей, так и Универсума в целом. Звуковысотные комплексы восточной музыки (система люй, гун, рага, тала или макам) являются первыми осмысленными способами бытийствования музыкального, определяющими дальнейший ход эволюции музыкальной знаковости и языка в целом.

Для осмысления генезиса музыкальной знаковости в рамках западноевропейской музыкальной традиции необходимо обратиться к тем философским понятиям, при помощи которых уже древние мыслители фиксировали сущностные моменты музыкального бытия и структуру музыкальной знаковости, это в первую очередь понятия «мелоса» и «этоса». Философские размышления Пифагора, Платона, Аристотеля, теоретические попытки осмысления музыки Аристоксеном, Птолемеем и особенно Боэцием показывают нам первые шаги философии музыки, в которой именно проблема единства музыкального и человеческого играет существенную роль. Греческие и римские философы, теоретики музыки приписывали важнейшим знаковым элементам музыкального языка – гармонии (родам мелоса, видам октавы и ладам), ритмам и тембрам (конкретных музыкальных инструментов) – этические характеристики. У древних греков слово «этос» носило, помимо известного значения («нрав», «характер», «жилище»), еще и специфически «музыкальное», характеризующее влияние музыки на душу человека с целью вызвать в ней то или иное переживание, создать эмоциональный настрой, повлиять на формирование характера человека через использование механизма мимесиса. Греческий этос находился под мощным влиянием слоговой организации их речи с ее разнообразной модальностью и структурой стиховой стопности, ритмически организующей эту модальность, умением более тонко различать особенности привычных для них эмоциональных интонаций. Открытый древними эмоциональный этос музыки и механизм его образования из речевой интонации составляет, судя по всему, вечное и незыблемое свойство музыкального.

14 Окт 2016 в 19:26. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв