Просмотров 274

Временная природа музыкального наиболее явно представлена в метро-ритмическом выражении чистого числа, в аспекте его числовой единичности. Именно ритм определяет числовую структуру времени в музыке, обусловливает специфику музыкальной знаковости. Чистый ритм связан с человеческой природой движений и эмоций, ритм является самостоятельным носителем как «мелоса», «логоса», так и «этоса» и «эстезиса». Сопоставляя мелос и ритм, еще Аристид подчеркивал, что ритмические моменты с ясностью устанавливают силу мелодии, измеряя время и стройно приводя в движение ум, «мелос по самой природе своей мягок и спокоен, с примесью же ритма быстр и подвижен» [3, с. 49]. Выявляется неоспоримая генетическая взаимосвязь ритма с мелосом и этосом, которая, по сути, разворачивает взаимосвязь всех ранее рассмотренных онтологических механизмов бытийствования музыкального, которые обусловливают формирование музыкальной знаковости и языка в целом. В музыке ритм управляет временем и является единственной возможностью актуализации временного эстезиса как при создании, так и при восприятии музыкальных образов. Стимулированное и обобщенное ритмом время в музыке обретает способность чисто эстетического бытия и выступает как всеобщая ценность. Благодаря этому движущаяся система музыкальных образов воздействует на слушателей и вызывает у них ощущение власти над временем.

Проанализировав генезис и эволюцию ритмо-временных, звуковысотных и этико-эстетических механизмов, обусловливающих формирование музыкального языка, можно утверждать, что музыкальное бытие как онтологическое основание музыкального языка структурируется целым комплексом взаимообусловливающих механизмов бытийствования музыкального. Поэтому основной способ бытийствования музыкального, определяющий генезис всей музыкальной знаковости, можно обозначить как ontos («реальность, которая есть»). Онтос есть специфический способ реального существования музыкального бытия, обуславливающий структурную целостность музыкальной знаковости. Онтос является связующим звеном бытия и человека, который через многообразные проявления своих знаково-символических комплексов раскрывает суть музыкального. Основными способами бытийствования музыкального можно считать: мелос, этос, логос, число, эстезис, ритм, а также «топос». Понятие «топос» можно интерпретировать как способ развертывания мысли или коммуникативный инструмент, с помощью которого можно, а иногда нужно, рассматривать конкретный предмет или текст. Топос несет в себе прежде всего пространственные характеристики («общее место»), он является внешней формой или моделью выражения определенных смыслов.

14 Окт 2016 в 19:26. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв